Тормозные диски являются очень важным элементом тормозной системы автомобиля. От их состояния, зачастую, зависит эффективность работы всей системы. Только с идеально ровными дисками тормозной путь минимален, а на рулевом колесе и педали тормоза отсутствуют вибрации.
Большинство современных автомобилей оборудованы антиблокировочной системой ABS, антипробуксовочной TSC и системой стабилизации курсовой устойчивости ESP. В процессе работы эти системы взаимодействуют с тормозными дисками и колодками, притормаживая колеса по отдельности (при разгоне, торможении или заносе). В случае, если тормозная система теряет эффективность - ухудшается и эффективность работы этих важных систем.
Почему нарушается геометрия тормозных дисков?
При торможении автомобиля, образовавшаяся тепловая энергия рассеивается тормозными дисками. При интенсивном торможении температура может достигать 500 °C, при этом самая высокая температура наблюдается в области контакта диска с тормозными колодками. Из-за таких температурных перепадов диск постепенно деформируется и изнашивается неравномерно, что приводит к значительному биению при торможении.
Очень часто встречаются случаи "коробления" диска. Такое случается из-за резкого охлаждения диска. Например, когда колесо попадает в глубокую лужу после сильного торможения. Диск ведет, в результате чего, возникает биение рабочих поверхностей относительно оси вращения ступицы колеса, появляются вибрации на руле при торможении.
Попадание песка между поверхностями колодок и дисков, использование колодок низкого качества, а так же их критический износ оставляют задиры и борозды, что в свою очередь приводит к снижению эффективности торможения. Появляется повышенный шум при торможении.
Решить все эти проблемы, можно двумя способами:
1. Замена тормозных дисков на новые. Это эффективная, но дорогостоящая процедура. В том случае, если диск имеет сильный износ или трещины, его замена должна быть произведена в обязательном порядке.
2. Проточка тормозных дисков. Если износ диска не критичный, или деформирован совсем новый диск и его замена бьет по карману - проточка тормозных дисков будет лучшем решением.
Когда стоит делать проточку тормозных дисков?
При отклонении толщины диска в соседних четвертях на 3–5 сотых, уже ощущается достаточно сильное биение. В этом случае проточка более эффективна, так как величина снимаемого слоя будет 5–10 сотых долей. Это практически не скажется на ресурсе диска и полностью восстановит эффективность его работы.
Даже если биение на руле и педали при торможении не ощущается, кольцевая выработка на диске или бурт на внешней кромке снижают площадь соприкосновения тормозных колодок — особенно при замене на новые. Поэтому при плановой замене колодок необходимо всегда выполнять проточку дисков.
Перед началом ремонта диска, в первую очередь, необходимо убедиться в его целесообразности:
- Оценить состояние диска. Осмотреть на предмет трещин и сколов.
- Замерить остаточную толщину диска, которая регламентирована производителем автомобиля. Нужно учитывать, что проточка "съедает" 0,25–0,5 мм толщины диска (в зависимости от глубины повреждения). Мастер должен определить, останутся ли диски в заводских допусках после процедуры. Протачивать диски нет смысла, если допустимая толщина уже приближается к минимальной.
Существует два способа проточки дисков
1. Проточка тормозного диска со снятием с автомобиля
Для проточки тормозных дисков со снятием с автомобиля требуется специальный станок, на который устанавливается демонтированный со ступицы диск.
Данный вид проточки требует больших усилий и временных затрат при снятии и установке диска, но при этом обеспечивает высокую точность обработки благодаря более точной центровке и отсутствию люфтов.
Для выполнения всех поставленных задач, подойдет универсальный станок SIVIK КС-902, который с высокой точностью производит процедуру проточки тормозных дисков, как со снятием, так и без снятия с автомобиля.
В некоторых случаях возникают трудности с проточкой тормозных дисков на полноприводных автомобилях. При достижении определенного крутящего момента, может блокироваться дифференциал, что значительно усложняет процесс проточки.
Если при замерах было выявлено биение ступицы, более эффективна будет проточка без снятия диска с автомобиля.
2. Проточка тормозного диска без снятия
Если биение ступицы превышает 0,03 мм, проточка со снятием диска будет менее эффективна, чем проточка без снятия. Велика вероятность сохранения биения при торможении, потому как суммарное биение складывается из:
- неровности ступицы. Она может иметь небольшой изгиб из-за постоянных ударных нагрузок;
- диск может иметь свое биение;
- не исключена погрешность установки диска
При проточке без снятия учитывается соосность диска, ступицы и привода. Эта технология значительно экономит время при ремонте.
Для проточки дисков без снятия с автомобиля подойдет станок SIVIK КС-802, который позволяет быстро и качественно выполнить процедуру проточки.
Оба способа проточки эффективны при восстановлении геометрии тормозного диска. Проточка дисков значительно экономит денежные средства, по сравнению с покупкой и установкой новых. Ведь даже новые диски не застрахованы от изменения первоначальной геометрии. Какой способ проточки выбрать - должен решать мастер, исходя из всех вышеперечисленных параметров.