Сложно представить себе страну, в которой вообще не продаются мотоциклы. Географические рынки обладают своими особенностями. Мототехника, которая хорошо продаётся в одних странах, может вообще не пользоваться спросом в других. В то же время есть ряд общих тенденции, на которые можно обратить внимание. Итак, что общего на рынках мототехники в мире, и как это соотносится с ситуацией в России:
1. Дальнейшее наступление китайских производителей в массовом сегменте.
Еще не так много лет назад сложно было представить обычные китайские скутеры, от обычных китайских фабрик, в широкой продаже, например. в США. Только китайские промышленные гиганты могли позволить себе осваивать без посредников сложные зарубежные рынки. Сейчас это обычное дело и для средних и малых китайских производителей. В другой публикации мы рассматривали географию экспорта китайских фабрик. Многомиллионный в штуках объем экспорта китайской мото-продукции увеличивается с каждым годом, география стабильного присутствия китайских производителей активно расширяется..
В России в ближайшие годы на массовом рынке альтернативы китайской продукции не предвидится. Ближайшая по ценовому уровню индийская альтернатива, сейчас это BAJAJ, в широком смысле не имеет серьезных перспектив в конкуренции с многочисленными гораздо более гибкими китайскими производителями. Хотя в нише легких мотоциклов (BAJAJ BOXER 150) практика показала очевидные конкурентные преимущества "индийцев".
2. Наступление китайских производителей на мировые брэнды.
До недавнего времени попытки китайских производителей выйти за пределы бюджетной кубатуры 250-300 куб.см. были одиночными и неудачными. Дело, конечно, не только в двигателях, но и в самих мотоциклах принципиально другого уровня, построенных на этих двигателях. Это была территория мировых брендов - японских, европейских, американских. На сегодняшний день китайские производители осваивают и эту территорию, успешно закрепляясь на рынках разных стран. Процесс можно сравнить с тем, что происходило и происходит, например, на рынке более дорогих смартфонов. Раньше сложно было представить, что можно отдать 50, 70, 100 тр за китайский смартфон не бюджетного уровня, сейчас это - обычное дело.
Китайские производители, например CFMOTO, LONCIN (VOGE), ZONGSHEN, LIFAN, QJMOTOR, BENELLI, BENDA, SENKE, ZONTES, QINQI, SHINERAY (SWM)., HAOJUE, производят серийные модели для европейского и азиатского рынка классом выше, чем обычная бюджетная китайская мототехника. Тенденция по освоению "китайцами" более дорогих сегментов рынка сохранится.
В России до этого пока далеко. В отличие от европейского и азиатского рынка, у нас новой брендовой мототехники продается крайне малое количество, по данным Автостат - всего в пределах 5000 единиц в год. То есть людей, которые могут позволить себе новую брендовую мототехнику BMW, HONDA, YAMAHA, KAWASAKI, DUCATI, KTM, HARLEY- не много. Большинство покупателей брэндов - это другие люди, с доходами поскромнее, которые покупают б/у японскую и европейскую технику, которая в свою очередь стоит в разы дешевле новой. Продавать на таком рынке новую китайскую технику более высокого класса, такую как, например, VOGE, дело сложное.
3. Электрификация
Во многих азиатских странах, в том числе в Китае, а также в странах Европы, электрический двигатель в сфере авто-мото активно и стремительно вытесняет ДВС. Количество "электричек" растет на глазах, они становятся дешевле и технологичнее.
Россию в сфере авто-мото транспорта эта тенденция пока тоже обходит стороной. На улицах видны электро-автомобили, но их количество и соотношение с обычными пока говорят скорее об исключении из правил, чем о какой-то устойчивой тенденции. В Китае например, ощущение совершенно другое - количество "электричек" на улице - огромное, повсеместно есть соответствующая инфраструктура - "электрические" заправки.
4. Повышение экологических стандартов.
Экологические нормы в Европе и в странах Азии ужесточаются. В Европе много лет уже не встретить карбюраторных мотоциклов, норма Евро 5, действующая сейчас, подразумевает инжекторные двигатели.
В России основная часть мототехники по-прежнему - карбюраторная. Стандарты пока это позволяют. В массовом бюджетном сегменте продать мототехнику с инжектором пока не возможно - ее никто не купит. Массовый российский покупатель не доверяет инжектору в дешевом мопеде, скутере или мотоцикле - карбюратор можно при необходимости легко регулировать, чистить, или снять и выбросить, заменив его на новый. Китайская и индийская (BAJAJ) бюджетная техника, на внутренний рынок поставляется с инжектором, а в Россию пока - с карбюратором.