Это необычное место скопления железнодорожной техники на спутниковой карте и в окружении леса, я приметил еще много лет назад когда путешествовал по южным регионам страны.
Но не было времени заглянуть сюда и все внимательно изучить как и полагается "индустриальному" туристу.
На улице стояла жаркая осенняя погода, бросив автомобиль в километре от точки я схватил рюкзак и начал продираться по старенькому и заросшему полотну железной дороги вперед к своей цели.
Я гадал, что же здесь могло находится, вагоны или локомотивы? А может быть то и другое вместе?
И внезапно я вышел у небольшому и заросшему запаснику вагонов, а рядом с ними стоял ржавый и по своему красивый легендарный советский пассажирский тепловоз - старичок на электрической передаче с красивым названием "Стрела". Более известный как ТЭП10.
Тепловоз выпускался с 1961 по 1968 год на Харьковском заводе и был одним из самых мощных и быстрых односекционных тепловозов в ту эпоху.
За годы производства было выпущено 335 локомотивов этой серии, но увы, эпоха этих железных машин давно прошла.
Последний тепловоз ТЭП10 был списан с работы был уже в далеком 2006 году. Сейчас эти прекрасные легендарные машины можно встретить разве, что в железнодорожных музеях и...на таких вот "кладбищах" в зарослях леса.
ТЭП10 был интересен тем, что имел мощность дизельной установки в 3 000 л.с., что позволяло ему развивать конструкционную скорость до 140 км/ч.
Но внутри кабина тепловоза была очень тесна и еще более аскетична, с минимумом комфорта для машиниста.
Недолго думая забрался внутрь и первое, что удивило - компоновка кабины. Оказывается, что для попадания вовнутрь надо пробраться через место помощника машиниста. Огляделся вокруг - по центру кабины должно было стоять здоровенное колесо-штурвал ручного тормоза, но его уже нет - кто-то утащил на металл или к себе на сувенир.
От приборов на месте машиниста с правой стороны кабины также остались только пустые "глазницы".
И это совсем не удивительно. Этот ржавый локомотив был выпущен в 1968 году и отслужил свое уже давно, будучи списанным еще в 1992 году.
Теперь заглянем в машинное отделение - тут самое интересное. Сердцем "Стрелы" был мощный дизель 10Д100. Этот дизель был продолжением семейства 2Д100, который был "срисован" с судового дизеля типа 38D8-1/8OP американской фирмы Fairbanks-Morse.
Но как он попал в СССР? Никакой загадки здесь нет. По ленд-лизу во время Великой Отечественной Войны СССР получал от союзников тушенку, оружие, автомобили, самолеты и даже корабли. Многие зарубежные разработки были потом внимательно изучены советскими инженерами и на их основе проектировали уже отечественные изобретения.
Очень дешевый и выгодный способ сократить технологическое отставание даже сейчас, Китай именно этим и занимается до сих пор.
Вернемся к двигателю Fairbanks-Morse Model 38D8. Это была еще довоенная американская разработка. Учитывая, что его разрабатывали для флота, то и свое применение он нашёл не только в военных кораблях и катерах, но и в американских субмаринах.
С одного из таких американских лэнд-лизовских кораблей двигатель сняли, разобрали и использовали за основу при проектировании отечественных моторов.
Увы, негодяи, знатно поработали и в машинном отделении. Двигатель полностью раскидали и добрались до электродвигателя, где только одной меди на сотни килограммов. Но размер ротора электродвигателя впечатляет, он занимает едва ли не четверть машинного отделения.
Но побывать в машинном отделении пусть даже и в таком состоянии - большая удача. В музеях железных дорог, внутрь тепловозов попасть невозможно и остается осматривать локомотивы только снаружи.
Но ТЭП10 "Стрела" не единственная интересная находка в этом крутом месте. Десятки пассажирских вагонов еще довоенного производства, плацкарты и купе, но об этом в другой раз...