Найти тему

Почему потребителю сегодня легко быть стороной в деле?

практикующий юрист в сфере защиты прав потребителей Карамышев Денис
практикующий юрист в сфере защиты прав потребителей Карамышев Денис

По официальным данным Верховного суда РФ в пользу потребителей за 2019 год взыскано более 53 млрд рублей. Эта сумма увеличилась более чем в 2 раза по сравнению с 2010 годом (взыскано 23 млрд руб.). Сегодня данная цифра продолжает расти.

Количество удовлетворенных исков потребителей составляет более 85%.

Давайте разберемся почему сегодня потребителю легко быть стороной по делу в суде.

1. Отсутствует необходимость в уплате государственной пошлины для рассмотрения дела в суде.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 000 000 руб., то есть в подавляющем количестве дел отсутствует имущественный барьер для предъявления законных и обоснованных требований.

2. Обязательный досудебный порядок по данной категории дел не нужен.

Действующим законодательством не закреплен претензионный порядок в отношении дел по защите прав потребителей, поэтому отправлять претензию продавцу (изготовителю) и ждать 30 дней для подачи иска в суд не требуется. Однако, чтобы быть мудрым потребителем и поступать по-умному необходимо направить претензию и обозначить сроки для ответа (например, 5 рабочих дней). Ведь именно с отказа в удовлетворении Ваших требований или не получения ответа в срок, указанный Вами в претензии, начинает начисляться неустойка, а также может быть возложен штраф в размере 50% от взысканного. Поэтому очень важно направить претензию и только после этого судиться.

3. Бремя доказывания качества товара, работы, услуги лежит на продавце (изготовителе).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» указывается, что «бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце». Это положение означает, что продавец должен доказать, что исполнил свои обязательства в полном объеме и качестве. В связи с этим, многие продавцы без достаточно хорошей юридической подготовки, знаний судебной практики и попросту отсутствием всех необходимых документов оказываются в затруднительном положении. Потребителю остается только поддерживать заявленные требования в суде, ему практически не требуется выстраивание грамотной юридической стратегии.

4.Минимальный пакет документов.

Для истца по данной категории дел пакет документов состоит из копии договора (чека), искового заявления и квитанции, подтверждающей направление копии искового заявления продавцу(изготовителю). Чтобы действовать по-умному рекомендую не забывать писать претензию и направлять её как и копию искового заявления с уведомлением о вручении и описью вложения (на данный момент некоторые суды не признают направление искового заявления и претензии без описи). Не забывайте прикладывать копии квитанции, подтверждающей направление копии искового заявления, иначе заявление оставят без движения, что подзатянет сроки. Данное обстоятельство может сыграть Вам на руку в случае, если неустойка в день (например, 1000 руб.) капает приличная.

5. Не нужны глубокие познания в юриспруденции.

Для успешного завершения дела в суде достаточно заполнить типовую форму претензии и искового заявления, которых предостаточно в сети Интернет и следовать инструкциям на моём канале. Все возникающие вопросы можете задавать в комментариях и там же получите качественную бесплатную юридическую консультацию от практикующего юриста.

Таким образом, быть истцом по делу о защите прав потребителей сегодня просто: отсутствуют требования по оплате гос пошлины, составлению претензии, обязанности доказывания факта неоказания или некачественного оказания услуг, а для подачи иска требуется минимальный пакет документов и юридических знаний.

Желаю Вам не бояться бороться за свои права, правда будет на Вашей стороне!

Если Вы хотите узнать все нюансы по данной тематике, буду рад увидеть Вас на моем канале! Задать вопрос Вы можете в комментариях.

Материал подготовил практикующий юрист в сфере защиты прав потребителей Карамышев Денис.