Внутреннее Царство охарактеризовано в Добротолюбии двумя конкретными качествами.
1. Трезвение, сдержанность, ясность и прежде всего бдительность и осторожность.
2. Исихия — не столько внешняя тишина, сколько внутреннее безмолвие сердца.
Преподобный Никодим в своем предисловии также описывает Добротолюбие как “сокровищницу трезвения”. Он понимает этот термин как “всеохватывающее трезвение”, связывает его с двумя другими базовыми понятиями православного аскетического богословия — вниманием и хранением ума.
Второе ключевое понятие "исихия", употребляется в Добротолюбии главным образом в понимании Евагрия, как чистая молитва, то есть молитва, в которой ум “обнажен” и освобожден от всех образов и дискурсивного мышления.
Внутреннее делание, в понимании редакторов Добротолюбия, явственно обнимает основные стадии (аспекты) духовного пути, то есть - и делание (или упражнение в добродетелях), и созерцание (боговидение), если использовать эти термины в понимании Евагрия.
Итак, Добротолюбие как руководство к внутреннему деланию затрагивает обе стороны духовной жизни, и “деятельную” и “созерцательную”.
Далее митрополит Каллист (Уэр) продолжает:
II. Основная задача: обожение. Если именно такова общая цель Добротолюбия, то в каких терминах рассматривается вопрос об основной задаче духовной жизни?
Преподобный Никодим дает на это четкий ответ в самом первом предложении предисловия:
"Бог — блаженная Природа, Совершенство пресовершеннейшее, творческое Начало для всего благого и прекрасного, Сам трансцендентный всякому благу и красоте, Он в Своем высочайшем Божественном плане предусмотрел от вечности обожение человечества.
Следовательно, вот цель, ради которой были созданы люди, и вот высокий предел духовной жизни — “обожение”, или “обожествление”.
III. Средства: постоянное призывание Святого Имени. Указывая с первых слов на то, что люди сотворены для обожения преподобный Никодим говорит в предисловии о грехопадении, воплощении Христовом и о даре Святого Духа в таинстве крещения. Эта благодать крещения, дарованная нам в детстве, помрачается мирскими заботами и страстями. Как можно вновь сделать ее действенной?
Преподобный Никодим отвечает:
"Дух открыл Отцам метод поистине чудесный и вполне умственный, каким благодать может быть вновь открыта. Это — молиться постоянно Господу нашему Иисусу Христу Сыну Божию; не просто молиться умом или устами (ведь это очевидно для всех избравших благочестивую жизнь и легко каждому); но обратить ум ко внутреннему я, что есть по сути необыкновенный опыт; и так внутренне, в самых глубинах сердца, призывать всесвятое Имя Господа и просить у Него милости, концентрируя наше внимание исключительно на одном только смысле слов молитвы, не позволяя ничему иному как-либо вторгнуться извне вовнутрь, но храня ум от всех форм и цветов".
Эта духовная и умственная работа, если она сопровождается соблюдением заповедей и стяжанием добродетелей, сожжет страсти и сделает нас способными “возвратиться к совершенной благодати Духа, которая излилась на нас вначале, через крещение”.
Преподобный Никодим прибавляет, что помочь в призывании Имени по рекомендации Отцов может “практический метод с использованием определенных физических приемов”.
Итак, таковы средства, предлагаемые Добротолюбием для достижения высшего назначения — обожения. “Умственный метод”, рассматриваемый святителем Макарием и преподобным Никодимом, может быть описан пятью пунктами:
1. молиться непрестанно,
2. молиться в глубине сердца,
3. во время молитвы исключать все образы и помыслы,
4. призывать Святое имя Иисусово,
5. использовать при желании телесные приемы (преклонение головы на грудь; контроль над дыханием, внутренний контроль).