Русского писателя-фольклориста Павла Бажова в основном знают, как автора легендарной «Малахитовой шкатулки» со сказами. Вначале он называл свои произведения народными легендами.
СКРОМНЫЙ СКАЗОЧНИК
В тридцатых годах историк Владимир Бирюков подолгу беседовал с уральскими рабочими в качестве собирателя фольклора, но у него не получилось найти нужный материал, чтобы выпустить сборник. От редактора Павла Бажова Бирюков услышал предложение о включении в книгу историй, якобы услышанных им в детские годы.
В итоге в сборник попали сказы «Про Великого Полоза», «Медной горы Хозяйка» и «Дорогое имячко». Через некоторое время их напечатал журнал «Красная новь». Но тут неожиданно всплыло авторство Бажова. Его ждало наказание, как фальсификатора.
Павел Петрович получил поддержку от Демьяна Бедного. В книге, которую написал Семенов-Тян-Шанский, присутствуют горы Азова. По мнению поэта, истории Бажова взяты именно из этой книги.
ПРОТОТИПЫ ГЕРОЕВ БАЖОВА
Павел Петрович был хорошо знаком с народным фольклором, поэтому у его персонажей есть мифологические прототипы.
Рассказ ведется от имени деда Слышко. Этот образ основан на реальном прототипе – стороже Василии Хмелинине, который охранял заводской склад. В произведениях Бажова он выступает, как сказитель Баян. По сути, дед – альтер эго самого писателя.
Хозяйку Медной горы можно назвать духом или богом определенной местности. Люди видят ее, как прекрасную женщину или ящерку с короной. Эта героиня ведет себя жестоко с нарушителями границ собственных владений.
Змей Великий Полоз является символом плодородия, домашнего очага и искушения. Это мудрое, но суровое и мстительное создание. Когда башкирский богатырь Айлып по согласию собрался взять дочь Великого Полоза замуж, змей стал ее преследовать.
У его ребенка Золотого Волоса были прекрасные пряди. В этом она похожа на Медузу Горгону.
У змея Дайко противоречивый характер. Перфил и Глафира получают от него золото, но в то же время из-за драгоценностей он истребляет уральскую староверческую общину.
Характер Бабки Синюшки является отражением женского агрессивного начала. Удалые и сильные мужчины воспринимают ее, как «красную девку», но их ждет погибель. Ближе всего к Бабке Синюшке – сирены.
У оленя Серебряное Копытце есть прообраз – древний финно-угорский Лось, который ходил по приготовленным для него шаманами серебряным блюдам с монетами и драгоценными камнями. Серебряное Копытце брызжет самоцветами.