Это ракетный комплекс, способный перемещаться по ж/д и осуществлять пуск МБР с ядерными боевыми блоками из любой точки маршрута. учитывая огромную протяжённость российских железных дорог. Обнаружить его практически невозможно.
Как это начиналось
Первый «поезд-призрак» (именно так окрестили наши БЖРК в НАТО) заступил на боевое дежурство в октябре 1987 года. Комплекс получил обозначение 15П961 (РТ-23 УТТХ) и условное наименование «Молодец». В ж/д терминологии он именовался «поезд № ноль».
Каждый ж/д состав нёс 3 ракеты 15Ж61, которые имели дальность до 11000 км и оснащались 10 разделяющимися боевыми блоками мощностью 550 кт каждый. За высочайшую точность поражения объектов в США эта ракета получила наименование «Скальпель».
Каждый комплекс, приравненный по статусу к ракетному полку, состоял из:
- трёх пусковых модулей;
- одного командного модуля, состоящего из 7 вагонов;
- одной цистерны (возимый запас топлива для тепловозов, которых было три.
Пусковые модули МПМ (минимальные), включающие всё необходимое для осуществления автономного пуска ракеты, состояли из 3 вагонов:
- вагона управления (командный пункт);
- вагона с ракетой на пусковой установке;
- агрегата обеспечения.
Общее число вагонов: 17.
Источник фото: сайт bastion-opk.ru
Почему БЖРК сняли с вооружения
Перспективный комплекс, который так пугал НАТО, в 1993 году попал под действие договора СНВ-2, согласно которому Россия приняла на себя обязательства снять его с вооружения до 2003 года.
Несмотря на то, что наша страна вышла из него в 2002 году, решение осталось в силе. Но по иным причинам. Во-первых, все производственные мощности, на которых производилась ракета и подвижной состав, остались на территории Украины. Во-вторых, у МПС не было денег для поддержания железных дорог в состоянии, пригодном для перемещения этих тяжеловесных составов. МО не могло помочь в решении данного вопроса по тем же причинам.
Поэтому до мая 2005 года все имевшиеся БЖРК были сняты с БД.
Попытка второго рождения комплекса
В ответ на разработку США новой доктрины ведения ядерной войны, Россия в 2012 году возобновила работы по воссозданию БЖРК на качественно более высоком уровне. Проект получил обозначение «Баргузин». Комплекс должен был получить новую твёрдотопливную ракету (в открытых источниках информации появилось сообщение, что «Ярс» проектировалась и с учётом установки на БЖРК). Кстати, наименование этой ракеты расшифровывается как ядерная ракета сдерживания. Её характеристики приведены здесь.
Поскольку боевой вес нового изделия не превышал 50 тонн (против 105 у «Молодца»), а длина была существенно меньше, чем у 15Ж61, оно без труда вписалась в стандартный ж/д вагон, рассчитанный на транспортировку грузов в 66-68 тонн.
Благодаря существенному снижению массы ракет удалось решить три задачи:
- увеличить их количество в одном составе до 6;
- устранить демаскирующие признаки предыдущего БЖРК (восьмиосные колёсные пары, три тяговых тепловоза вместо одного);
- снять повышенные требования к качеству ж/д полотна на маршруте патрулирования и в точках старта.
Вагоны, составляющие комплекс, могли комплектоваться в свободной комбинации с обычными вагонами. В результате комплекс, даже при ближайшем рассмотрении, ничем не отличался от обычного грузопассажирского состава. Выявить его стало невозможно ни космической, ни агентурной разведке.
«Баргузин» способен проходить до 1000 км/сутки, имеет месячную автономность. Все вагоны герметичны и бронированы, что повышает защищённость оборудования и л/с.
Вернутся ли БЖРК
В 2017 году появилась информация о том, что работы по созданию и принятию на вооружение комплекса «Баргузин» приостановлены. Основной причиной заморозки стало стремление руководства России продлить договор СНВ-3, с одной стороны, и значительное количество принципиально новых образцов вооружений, принимаемых в этот период (достаточно назвать («Авангард», «Посейдон», гиперзвуковые ракеты, иное).
Договор истёк в феврале 2021 года. Это развязывает руки российской стороне. При наличии политической воли, комплекс «Баргузин» можно поставить на боевое дежурство в сроки, не превышающие 3 лет. При этом данный БЖРК, в отличие от своего предшественника, будет создан исключительно на российских предприятиях и по отечественным технологиям.