В Третьяковской галерее и Государственном Русском музее есть два портрета одного и того же человека — Юдина Сергея Сергеевича, знаменитого хирурга.
Писал их тоже один и тот же художник — М.В.Нестеров — друг и почитатель хирурга.
Юдин родился в 1891 году в многодетной купеческой семье.
Учился на врача, но Первая Мировая война помешала окончить институт. Сергей отправился на фронт, и вернулся оттуда с наградой и контуженным. Подлечившись, он все-таки сдал экзамен экстерном и получил диплом врача.
Юдина ждала долгая трудовая деятельность, его работа восхищала ведущих коллег, на его операции приезжали посмотреть со всех уголков СССР…
Сам он был в многочисленных зарубежных командировках, перенимал опыт западных коллег. За десять лет выполнил более 3000 операций на желудке, разработал новый способ переливания трупной крови живым людям, что спасло много жизней в военное время.
Глядя на этого человека, складывается впечатление, что он скрипач, музыкант, а не хирург. Невероятно изящные руки, пойманные художником движения пальцев, одухотворенное лицо. Можно обвинить художника манерности, но Нестеров написал кистью правду — хирург был очень артистичным человеком.
Он мог удерживать в руках сразу несколько хирургических инструментов — на всех пальцах, и передать нити безымянным и мизинцем.
В добром шарже Кукрыниксов Юдин так и изображен.
Знаменитый хирург был одаренным человеком, обожал искусство, музицировал. Театр, балет, музыка, живопись — все находило отклик в его душе. Юдин считал, что искусство помогает больным восстанавливаться и развешивал в больнице на стенах картины… А перед операциями играл на скрипке — разогревал пальцы и настраивался на работу. В кабинете у него висели картины, портреты «богов хирургии». Он собирал редкие картины, предметы искусства. На столе в кабинете у него лежали партитуры Чайковского...
Когда Юдин стал главным хирургом института им. Склифосовского, он принялся отмывать забеленные фрески и добился их реставрации, искренне веря, что это духовно обогатит и оздоровит его больных. А однажды Сергей Сергеевич даже уволил хирурга, криво повесившего картину. Да, гений мог быть резким, и среди коллег его не все любили.
К 1947 году Юдин имел звания доктора медицинских наук, почетного члена Английского королевского колледжа хирургов, Американской ассоциации хирургов, хирургического общества Парижского университета, Пражского, Каталонского обществ хирургов, Почетного доктора Сорбонны. Сергею Сергеевичу даже предлагали остаться в другой стране, но он отказался...
23 декабря 1948 года Юдина арестовали по ложному доносу.
В вину вменялось сотрудничество с иностранными журналистами и английской разведкой.
Он долго не хотел признавать «вину». Ровно до тех пор, когда палач взялся отбивать ему пальцы…
На допросах измученный хирург признался в предъявляемых к нему обвинениях, чем подписал себе приговор.
Сначала знаменитого хирурга приговорили к расстрелу, но позже приговор заменили девятилетней ссылкой в город Бердск, где он продолжил свою работу.
Освободился Сергей Сергеевич после смерти Сталина — в 1953 году.
Его тут же поселили в Москве, дали квартиру и восстановили в должности.
Современники считали, что донос написал его бывший ученик — Б.А. Петров, который после ареста учителя занял его место.
И который после освобождения учителя настаивал, что тот все равно виновен и был осужден справедливо…
Бывший ученик продолжал строить козни против своего учителя и продолжал вести с ним войну до самой смерти Юдина.
После освобождения хирург проработал меньше года и в 1954 году.
Не перенеся третьего инфаркта, Сергей Сергеевич скончался у себя дома.
Личность С.С. Юдина была интересна многим художникам — его портреты писали Корин, Лактионов, Мухина создала бюст.
Другие публикации канала