Найти в Дзене
Двойной английский

Описание графика и таблицы в ЕГЭ по английскому в 2022 году. Слова поддержки преподавателям

Оглавление

Появление проекта КИМ ЕГЭ 2022 на сайте ФИПИ вызвало некоторую растерянность в профессиональном сообществе преподавателей английского языка. То и дело слышатся вопросы: Как писать? Где посмотреть образцы? Где брать шаблоны?

Автор Brigitte Tohm. Источник pexels.com.
Автор Brigitte Tohm. Источник pexels.com.

Я смею утверждать, что повода для растерянности нет. И сейчас я попробую вас в этом убедить.

Причина 1: У нас есть истории успеха.

Помните, несколько лет назад была введена устная часть в ЕГЭ? Те из нас, у кого были на тот момент ЕГЭшники, тоже не имели никакой информации, кроме КИМ ЕГЭ. Справились ведь? 

Кроме этого, мы как преподаватели сдавали разные экзамены, включая квалификационные, по которым тоже не всегда есть достаточная информация. У нас были ученики с трудностями, не постесняюсь сказать, уникальными трудностями, которые мы учились преодолевать с «чистого листа».

Причина 2: Мы не зря учили писать эссе

Если вы думаете, что ваша работа с учениками по обучению написанию эссе, была впустую, вы сильно ошибаетесь. Описание графика или таблицы в ЕГЭ имеет очень много общего с эссе в ЕГЭ. 

Критерий 1: Скажите, в части стиля вы учили учеников не использовать риторические вопросы, сниженную лексику и сокращения? В описании графика их тоже нельзя использовать.

Критерий 2: Учили писать строго по плану и использовать слова-связки? Это нужно и в описании графика.

Критерий 3: Учили сложной академической лексике? Это пригодится и в описании графика.

Критерий 4: Учили сложным грамматическим конструкциям? Это необходимо и в новом формате задания.

Критерий 5: Исправляли орфографические и пунктуационные ошибки? Здесь тоже за них наказывают.

Итак, разница получается в решении коммуникативной задачи, то есть пишем о другом. Но пишем так же! Похоже, единственное, что нам нужно сделать дополнительно, это научить лексике описания статистических данных, цифр, проще говоря. (См. мою статью "Клише для описания графиков и таблиц")

На мой субъективный взгляд, это задание легче, чем эссе. Темы эссе часто имели философско-мировоззренческую направленность. Для того чтобы «нарассуждать» на 250 слов на такую тему от ученика требуется развитое самосознание и умение рефлексировать. Молодые люди в 17 лет не обладают такими чертами. Даже самые сильные ученики становились в тупик перед необходимостью аргументировать своё мнение, а когда они наконец предлагали свои аргументы, эти аргументы не выдерживали и двухминутной критики.

Задание на описание графика и таблицы имеет практическую направленность, о чем говорят сами разработчики экзамена. Оно более приближено к информации, с которой школьники встречались в учебниках старших классов. Они умеют понимать цифровые данные и графики, а то, что статистика и графики в Задании 40 самые базовые, только облегчает нам задачу. Если судить по КИМам, то проблемы там подразумеваются социально-бытовые, что также проще, чем необходимость рассуждать об абстрактных понятиях, как в эссе.

Причина 3: В КИМах уже содержатся ответы на многие вопросы 

Во первых, в задании 40 даны подробнейшие инструкции и план сочинения, а также в проекте КИМ приведена схема оценивания.

Что это нам даёт? Разберём на примере задания 40.1 из проекта КИМ ЕГЭ 2022.

  1. Нам дана ситуация «you are doing a project”. Значит надо упомянуть проект во вступлении.
  2. Нам дана тема проекта «what book genres are popular among teenagers”. Мы можем спокойно ее использовать. В плане и схеме оценивания нет информации, что требуется ее перефразирование.
  3. Далее надо перейти к изложению данных. Вас просят «select and report 2-3 main features». Задача нашего проекта выяснить про популярные жанры. В этом контексте main features это лидеры нашей таблицы, вот про них (троих) и напишем.
  4. В третьем абзаце требуется дать 1-2 сравнения. Сравним две последние позиции из статистики с лидерами и между собой. Нигде не говорится, что нужно охватить все пункты статистики, но если такое требование появится позднее, мы его уже учли.
  5. В четвертом абзаце могут быть сложности. Здесь нужно увидеть, какую проблему зашифровали разработчики экзамена в статистику, и предложить ее решение. Здесь потребуется контроль и руководство с нашей стороны, преподавателей. Хотя я предполагаю, что здесь нет однозначных ответов. Полезно, думается, будет опереться в формулируемой проблеме на данную статистику.
  6. В заключении нам четко говорится, на какую тему нужно высказаться: on the importance of reading in human life. Высказывать своё мнение мы ещё с эссе умеем :)

Причина 4: описание статистики - новшество не только для нас, но и для экспертов

У экспертов еще нет развернутых инструкций, что считать ошибками. Поэтому мы можем предполагать, что оценивание в этом году (2022) будет более снисходительным и спорные вопросы будут решаться "в пользу экзаменуемого».

Ну как, я вас убедила? :) Поделитесь в комментариях.

Понравилась статья? Ставьте Like и подписывайтесь на канал здесь :)