За роскошной модой прошлых столетий скрывается немало страшных тайн. Белила вызывали у дам «свинцовые колики», яркие наряды — «цветные отравления», в нарядных париках заводились мыши, а пышные юбки загорались и попадали под колеса карет. Рассказываем, на какие жертвы шли модницы ради красоты.
Эталоном женской красоты XVIII столетия была осиная талия. Над ней работали с детства: с помощью корсетов из китового уса, ивовых или металлических прутьев. Такие каркасы вызывали обмороки и приступы удушья, деформировали грудную клетку и сдавливали внутренние органы.
Лизавета Николавна велела горничной снять с себя чулки и башмаки и расшнуровать корсет, а сама, сев на постель, сбросила небрежно головной убор на туалет, черные ее волосы упали на плечи; — но я не продолжаю описания: никому неинтересно любоваться поблекшими прелестями, худощавой ножкой, жилистой шеею и сухими плечами, на которых обозначались красные рубцы от узкого платья, всякий, вероятно, на подобные вещи довольно насмотрелся.
Михаил Лермонтов. «Княгиня Лиговская»
Борьбу за освобождение от «рабства корсетов» начали европейские феминистки во второй половине XIX века. С начала 1910-х годов и в Российской империи женщины стали носить «бюстодержатели».
Каркасы из китового уса, ивовых и тонких металлических прутьев для создания пышной юбки — попали в Россию в 1710-е годы из Германии. Немецкие «фишбейны» стали звучать по-русски как «фижмы». Такие «корзинки» крепились к талии и заменяли кучу накрахмаленных нижних юбок. Но были тяжелыми и ранили ноги, если прутья выбивались из конструкции.
В 1850–60-е на пике моды был «кринолин» — широкие юбки на обручах. Менее тяжелые, они давали свободу ногам, держали мужчин на расстоянии, скрывали несовершенства фигуры и иногда беременность. Но такие «стальные клетки» порой доходили диаметром почти до двух метров и не всегда позволяли войти в дверь или сесть в карету.
…Гулянье в Летнем саду убедило меня решительно в неслыханном безобразии кринолинов. О боже! до чего может довести мода! Неужели эти самошевелящиеся юбки, надутые как шары, красивы и удобны?.. умоляю иногородних дам и барышень: не увлекаться безобразной модой кринолина — и торжественно отвергнуть его.
Журнал «Современник», №6, 1857 год
Было сложно контролировать подол, задрапированный метрами ткани. Он мог попасть под колеса кареты или загореться. Появился даже термин «кринолиновые пожары». Самыми огнеопасными были материалы газового переплетения — газ-кристалл, газ-марабу, газ-шамбери, бареж, дымка, а еще дешевые имитации шелковых тканей на основе древесной целлюлозы.
Кринолины сменил турнюр, который изобрел Чарльз Уорт. За счет подушечки или сборчатой накладки на заднике юбки он создавал нарочитую выпуклость нижней части тела. При этом турнюр туго стягивал колени и в сочетании с корсетом и высокими каблуками приводил к искривлению осанки — так называемому «греческому наклону». Присесть девушки могли только боком, а при ходьбе развевающийся шлейф так шуршал, что турнюр в быту прозвали «фру-фру».
Мода вообще капризна и причудлива. Мы не удивимся, если дамы начнут носить лошадиные хвосты на шляпах и буферные фонари вместо брошек. Нас не удивят даже турнюры, в которые «для безопасности» мужья и любовники будут сажать цепных собак. (А такие турнюры будут. Их на днях предложил в каком-то дамском обществе часовщик Ч.)»
Антон Чехов. «Осколки московской жизни», 1884 год
В 1910-е модными стали «хромые юбки» — придумка Поля Пуаре. Узкая юбка стягивала колени, сужалась еще сильнее у щиколоток, заставляя девушек «хромать»: двигаться мелкими шажками, еле перешагивая через бордюры и периодически падая. Феминистки сравнивали «хромые юбки» с кандалами заключенных и стреноживанием лошадей.
Автор: Татьяна Григорьева