В России прошли выборы в Государственную думу. «Единая Россия» предсказуемо получила почти 50% голосов избирателей и заняла 300 мест в Госдуме, тем самым сохраняя за собой конституционное большинство. Помимо «Новых людей», которые первыми стали 5-й фракцией в нижней палате парламента с 2007 года, и КПРФ, поднявшей свои позиции на 5 процентных пунктов (п.п.), самой обсуждаемой темой прошедших выборов стало электронное голосование в Москве.
Публикацию результатов электронного голосования в Москве переносили несколько раз, и в итоге показали в 4 часа утра без какого-то объявления о публикации результатов. Хотя, по некоторым данным, они появились на сайте только днем в понедельник. Ждать данные электронного голосования по Москве в сравнении и с федеральными данными электронного голосования этого года и с данными электронного голосования по поправкам в конституции пришлось очень долго. Последние, например, были опубликованы меньше чем через час после закрытия участков. Это вызвало много резонных вопросов об открытости процедуры подсчета и реальности результатов.
Первым внимание на появившиеся результаты обратил редактор издания «Холод», Михаил Зеленский. В своем Твиттере он написал, что данные находятся на сайте избирательной комиссии и выложены как отдельные участки: «Эти участки имеют номер 500х и прикреплены к одному из районов внутри округа. Вот в Марьино, например, результат по всему Юго-Востоку».
Данные можно посмотреть на сайте избиркома. Несмотря на хаотичность выкладки, несколько медиа посчитали данные электронного голосования и сравнили их с суммой «бумажных» голосов по округам. Получившиеся данные сходятся во всех материалах, но в статье «Дождя»* можно более подробно прочитать о методике подсчета. Например, они сложили все бюллетени с участков с номерами 500х и получили 1,82 млн человек, что «примерно соответствует числу избирателей, которое называл глава общественного штаба по наблюдению за выборами в Москве Алексей Венедиктов».
Оказалось, что после добавления онлайн-голосов картина выборов в Москве очень изменилась. По «бумажным» голосам кандидаты, которых поддержала система «Умное Голосование», побеждали в 8 округах из 15. Но после электронного голосования — ни в одном. В некоторых округах, где по результатом очного голосования лидировал кандидат, рекомендованный «Умным Голосованием», после добавления электронных голосов проиграл кандидату от партии власти с отрывом больше чем в два раза.
Так, например, в Бабушкинском округе кандидат от КПРФ Валерий Рашкин набрал на избирательном участке 33,34%, а его главный соперник, кандидат от «Единой России» Тимофей Баженов, - 31,91%. А вот на электронном голосовании Баженов набрал 46,63%, а Рашкин всего 17,32%. В Кунцевском: по очному голосованию Михаил Лобанов (КПРФ) обгонял Евгения Попова («Единая Россия») на 10 п.п., а по электронному проиграл почти на 20 п.п. В других округах ситуация схожая.
*«Дождь» выполняет в России функцию СМИ-иноагента
#РепортёрПолитика