Сразу хочу предварить – я приятно поражён тем, что в Донецке, на земле терзаемой войной, вообще существует балет! Да даже более того – явно происходит какое-то движение, ведь эта программа из двух одноактников, премьера прошлого года. При этом, по масштабу видно, что это не подвижничество узкого круга людей: привезли живой оркестр полного состава, хор человек на тридцать, и с полсотни артистов! Театр, без сомнения, здравствует, чему я только рад, но вот качество постановок удручило…
А авторства они обе Худрука театра Вадима Писарева, который в театре уже под сорок лет служит – с 1983 года. И сложилось у меня такое ощущение, что хореографические идеи он как раз из примерно того времени черпает – танцы старомодны, простодушны и шаблонны. Новых, авторских движений просто ноль, и ровно столько же возможностей для создания яркого образа хореография даёт исполнителям. От этого персонажи невнятны, да и с музыкой танцы дружат слабо.
При этом сама задумка первого балета – станцевать партию в шахматы, вполне себе привлекательна. Но надо же понимать кто у всех перед глазами под Болеро Равеля первым делом встаёт – Майя Михайловна, несомненное, в шедевре Бежара. А на её-то фоне и гораздо более сильные постановки меркнут, эта же настолько не дотягивает до уровня, хотя бы, музыки, что даже жалко исполнителей.
Идея же второго балета, любовная история под классика танго Астора Пьяццолу, гораздо менее свежа и оригинальна, если помягче выражаться. Но также он топорно и безвкусно сделан, как и первый, и опять мимо музыки. За довольно масштабными декорациями спрятать хореографическую нищету не вышло, равно как не помогли этого сделать щедро вкраплённые в действо выступления оперных артистов. От балета, в названии которого есть слова «танго» и «любовь», ждёшь фонтана эмоций, а было скучно, и в страсть не верилось совершенно.
И вряд ли бы спасло эти балеты хоть какое гениальное исполнение, увиденные же составы станцевали их соответственно художественной ценности – посредственно, я вновь смягчаю. Арсенал доступных движений, даже у исполнителей главных партий, небогат, выразительностью никто не блещет, с формой у многих большие проблемы. Но самое большое расстройство в том, что ни от кого не «шло», исполнители зажаты, танец им не в радость. Очень хочется оправдать это бездушие танцев слабостью постановок, так, пожалуй, и сделаю, понимая, насколько нелегко Донецким артистам творить. Вы уже молодцы, продолжайте развиваться – красота спасёт этот мир!
#балет #танцы #искусство #культура #театр и балет