Найти тему
Взор

Новгородские штабели. Разоблачайник перегрелся

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Не перестаю удивляться способности козинского ума изворачивать сведения и превращать их в непонятно что.

-2

Для новичков

Как-то, увлёкшись видеороликом с интервью Янина, я упустила столь значимую детальку, как представление псевдозодчего о новгородских мостовых. Изправляюсь.

-3

Интересно, где это светоч хисториков узнал, что Валентин Лаврентьевич принимает мостовые за тротуары?

-4

Версия со штабелями досок (как и любых других древоматериалов) сразу выкидывается в корзину, если посмотреть на то, как разполагаются лаги (прокладки в случае штабеля), например, в Троицком разкопе

Улица Пробойная (Людин конец)
Улица Пробойная (Людин конец)

Если бы Козин такое размещение "прокладок" углядел где-нить в современном штабеле пиломатериалов, то обязательно бы выразил своё фи. В одном из давних комментов я спародировала вояку с офицЫалами, почти дословно приведя его речь из ролика о колоннах Исаакия:

-6

Но, в стремлении обосновать свою заборно-штабельную версию, ковыряться пальчиком в ней (версии) не стал, зато мостовые, по его соображениям должны были сооружаться с соблюдением техрегламента (который, в случае мостовых, не соблюдён):

-7

Видимо, в первом пункте слово "откалиброван" относится к высоте укладываемых "досок" (брусьев, полубрусьев или полубрёвен).

Ну, что ж, мы - не козины, а потому способны понимать написанное в книгах специалистов и по поводу применения деревянных материалов древними новгородцами можем узнать из книги Бориса Александровича Колчина "Новгородские древности. Деревянные изделия" 1968 г.

"Большое количество древесины шло в дело в виде бревен и жердей. Постройки Новгорода в основном сооружены из целых бревен. Когда требовались доски и брусья, их изготовляли прямо на строительстве или в мастерской ремесленника. Как известно, лесопиление в России появилось довольно поздно, только в XVII в. Большинство авторов, касавшихся этого вопроса, объясняли это отсталостью русской техники. Техническая отсталость была, но больше значения имела экономическая и техническая нецелесообразность лесопиления. До последнего времени плотники и столяры предпочитали колотый лес пиленому. Колотый лес, тесовые доски более эластичны и крепче на излом, чем доски пиленые. Тесовые доски меньше коробятся, меньше разбухают под действием влажности и меньше разрушаются. Дело в том, что при пилении волокна у бревна беспрерывно перерезаются, разрываются и связь между ними ослабевает, поэтому они более подвержены гниению и влаге. А то, что при изготовлении тесовых досок отборного леса шло больше, для Новгорода и Руси в целом не представляло экономической проблемы, так как леса было слишком много.

При изготовлении тесовых досок бревно раскалывали. Сначала бревно в один торец и затем по всей длине зарубали, т. е. ударами
топора делали щели по прямой линии. В образовавшиеся щели вставляли деревянные клинья и тяжелыми чекмарями заколачивали
их последовательно по всей длине до тех пор, пока бревно не раскалывалось. В большое бревно нужно было загнать до 10—15
клиньев. Если бревно было косослойным, то пересекающиеся волокна перерубали топором. Затем производили новый раскол и
получали доску. Следует заметить, что раскалывание бревна идет быстрее, чем пиление. При хорошем подборе дерева почти не
получается отходов."

В мостовых мы видим плахи, а именно колотые брёвна, причём, самых различных размеров. Как же плотники-мостовщики получали ровную поверхность, укладывая на лаги разного диаметра настил из столь разных по высоте полубрёвен? Да проще репы паренной :о) Они делали выемки на нижней стороне плахи. Это много легче и проще, чем "калибровать" детали настила, "калибровать" лаги и переводить массу строительного леса в отходы.

-8

Наличие выемок в плахах также посылает версию со штабелями в кащенскую или (ещё подальше) в бедламскую даль. Они же решают вопрос с наличием у лаг изкривлений, горбов, сучков и прочих недостатков.

Но. Не будем придираться к столь незначительным мелочам, как сучки-задоринки, а посмотрим на "штабеля" глобально, так сказать :о) Археологи уже вскрыли достаточно большую территорию древнего Новгорода, чтобы обнаружились большие участки дорог и их перекрёстки. На схеме из той же книги Колчина мы видим три дорожных перекрёстка:

-9
-10

Особо интересно, как древние новгородцы умудрялись не только огораживать штабелями дома и усадьбы, но и как сами-то они через штабели высотой более роста человеческого перебирались, огородившись "стопками досок" со всех сторон.

-11

Заметили? Я уже молчу про то, что древесина "штабеля" срублена (согласно дендрохронологии) с бааальшим разбросом во времени.

Кстати, застраивался средневековый Новгород усадьбами. Усадьба часто огораживалась частоколом, и на улицу выходили въездные ворота. Въезд во двор и на некоторое разстояние от ворот обязательно вымащивался. Так вот, ширина въездных ворот (в которые легко проходила телега с грузом) составляла 1.8 м. К чему, спрашивается новгородцам были нужны тротуары в два и более раза шире въездных ворот?

Теперь об устройстве "штабелей", забыв на время о незадачливом "зодчем", поговорим детальнее. Благо, в сети выложена статья О.А. Тарабардиной, Н. Н. Фараджевой, П. Г. Гайдукова Пробойная улица Людина конца средневекового Новгорода (Троицкий раскоп)

Продолжение улиц вне разкопа разведано с помощью шурфов. С юго-запада на северо-восток идут улицы Ярышева (верхняя) и Черницына (нижняя), поперёк их - улица Пробойная
Продолжение улиц вне разкопа разведано с помощью шурфов. С юго-запада на северо-восток идут улицы Ярышева (верхняя) и Черницына (нижняя), поперёк их - улица Пробойная
-13

Поначалу там, где находится мостовая улицы Пробойной, шла грунтовая дорога. Она появилась ранее начала усадебной застройки Людина конца, и на её наличие указывают многочисленные следы натоптанности по линии дорожного полотна. Усадебная застройка возникает в первой половине 30-х годов Х века, а регулярное мощение ведётся с 937-938 г. Улицы Пробойная и Черницына мостились одновременно.

Первая мостовая сохранилась плохо, потому судить о её конструкции детально довольно сложно. Установлено, что лаги опирались на поперечные подкладки и были короткими, всего 2-3 м.

В одном месте шестого разкопа имеется материковая западина (впадина). Там под подкладками обнаружено выравнивание местности - сплошная вымостка из тесно уложенных коротких обрубков брёвен. К югу от перекрёстка лаги ул. Пробойной лежали в три ряда. Ширина улицы тогда не превышала 3 метров.

Вообще-то, конструкция мостовой Пробойной улицы традиционна в ряду других улиц средневекового Новгорода. Под лаги укладывались подкладки (местами они подкладывались под все три лаги, и тогда их длина была равной ширине дороги, местами короткие подкладки укладывались под каждую лагу отдельно). Лаги и подкладки были бревенчатые.

Сами мостовые укладывались звеньями, длина которых определялась длиной лаг. Те, в свою очередь, имели среднюю длину в пределах от 5 до 9.5 м. Между длинными звеньями (для их соединения) укладывались короткие: от 1.5 м до 3.5-4.5 м.

-14
-15

До первой половины XI века общих правил для конструкции мостовых не было. Общие приёмы строительства появляются позже. Это наблюдается, например, в том, что длинные звенья начали связывать друг с другом непосредственно. Поначалу звенья стыковали, укладывая под концы лаг каждой стороны стыка по подкладке (получалось две подкладки на стык). С конца XI и до середины XII века соседние звенья соединяли, укладывая под них общую подкладку (первый такой стык датирован 1092 г.). Этим путём достигалось успешное выравнивание стыкуемых звеньев по высоте, получали прочный стык и единое полотно.

В следующий период времени общая подкладка из конструкции постепенно изчезает. Во второй четверти 13-го века при укладке нового мостового полотна перестают разбирать старое. Как таковые подкладки в большинстве случаев становятся не нужны.

Средняя ширина мостового полотна Пробойной улицы Людина конца равнялась 3.2-3.5 м, ширина варьировалась на протяжении каждого из ярусов. Ширина этой улицы по обеим сторонам перекрёстка с ул. Черницыной была различной (с юга она была шире). В последующее время улица начинает разширяться и приближается к четырём метрам в конце 13-го и в 15-м веках. Также мостовая разширялась к перекрёстку. В некоторые годы улица Пробойная сужалась, вместо неё разширялась ул. Черницына.

-16

Как уже отмечалось, первые слои мостовой сохранились очень плохо. Сложно точно установить, сколько раз и с какой периодичностью заменялось дорожное полотно, поскольку датированы первые слои по лучше сохранившимся подкладкам, а они, зачастую, "являются деталями вторичного изпользования". В разные периоды времени частота перестилки мостовых различна.

-17

Детальнее про это читайте в первоизточнике.

Фото тротуара в Ярославле взято у МУсье в его статье о мостовых.

Очень понравился комментарий с фотографией

-18
-19

Желаю Владимиру Кошелеву, бдящему и за Бурёнкиным, и за официалами, успешно дописать статью и в очередной раз порадовать нас!

Продолжение следует.

Предыдущие серии:

Новое слово в дендрохронологии. Присказка и начало драмы

Дендрохронологическая комедия с трагедийным нюансом. Козин отжигает