Любой бизнес, если это не монополия или уникальный товар, аналогов которому нет на рынке, работает в конкурентной среде и участвует в борьбе за покупателя. Чтобы удержаться на плаву и стать лидером, нужно знать оппонентов в лицо — в этом помогает конкурентный анализ.
Открывать и развивать бизнес – дело непростое. В помощь предпринимателям – понятные, полезные и бюджетные сервисы, созданные специально для небольших компаний и собранные на витрине «Твой бизнес».
Зачем проводить анализ конкурентов❓
Невозможно вести бизнес, не понимая, как обстоят дела на рынке. Конкуренты развиваются и совершенствуют сервис, чтобы быть впереди, надо отслеживать их действия.
Основная задача анализа — получить информацию о преимуществах и недостатках конкурентов и о стратегии их развития. На основании этих данных разработать уникальное торговое предложение и выбрать правильный вектор развития бизнеса.
В каких ситуациях нужен анализ конкурентов❓
📌 Открытие нового магазина, запуск сайта
📌 Выход на рынок нового продукта
📌 Формирование цен на продукт
📌 Позиционирование компании
📌 Планирование маркетинговых мероприятий
📌 Разработка стратегии продвижения
📌 Составление плана продаж
📌 Отстройка от конкурентов и привлечение покупателей
Перед анализом конкурентов важно сформировать цель — для чего вы это делаете и какие проблемы хотите решить.
К примеру:
- Планируется открытие кофейни в районе станции метро Театральная в Москве: нужно провести анализ ближайших конкурентов, чтобы разработать уникальное предложение.
- Требуется увеличить продажи спецтехники: необходимо проанализировать сайты дистрибьюторов спецтехники Х (пять компаний в стране). Понять, кто лидер и что нужно предпринять, чтобы завоевать первенство.
- Запускается производство ортопедических стелек: следует провести конкурентный анализ для формирования цен на продукцию.
Где брать информацию о конкурентах❓
- Сервисы аналитики. Бесплатные, такие как Google Analytics и «Яндекс.Метрика». Платные: SemRush, Livedune, Publer и другие.
- Запрос в поисковиках. Введите в строку браузера запрос, по которому вас ищут клиенты, например «йога студия на Арбате», и поисковик выдаст страницы конкурентов.
- Опросы потребителей. Их проводят онлайн или офлайн. Клиентам предлагают ответить на несколько вопросов, позволяющих прояснить ситуацию на рынке и изучить конкурентов.
Предположим, вы планируете запустить в своём кафе сервис доставки еды. Узнайте у покупателей: какими сервисами они чаще всего пользуются, какие блюда обычно заказывают, в какой компании, по их мнению, самые выгодные цены? На основе полученных ответов вы будете знать, к чему стремиться, чтобы удовлетворить потребности клиентов.
- Методика «Тайный покупатель». Подготовленный человек отправляется в конкурентную компанию с целью изучить сервис, ассортимент и цены. Методика позволяет получить ценную информацию из первых уст.
- Тематические мероприятия. Отраслевые выставки, семинары, конференции позволяют познакомиться с конкурентами и их коммуникационной стратегией.
Как анализировать конкурентов❓
Анализ может быть очень подробным, вплоть до прогнозирования поведения участников рынка на несколько лет вперёд, или прицельным — для решения конкретной краткосрочной задачи.
Есть несколько популярных методик проведения конкурентного анализа:
1. Сравнительный анализ
- Составить список конкурентов. Если компаний много, классифицируйте их на группы в зависимости от масштаба бизнеса.
Предположим, у вас собственная гончарная мастерская по производству авторской посуды. Можно разбить конкурентов на две группы: небольшие мастерские с ручной организацией труда, крупные мастерские с автоматизацией.
- Определить критерии оценки для конкурентов (групп). Их количество зависит от того, насколько подробный анализ нужен. Критерии можно разбить на категории, например: рынок (оборот, рыночная доля, концепция маркетинга), производство (мощности, качество, инновации), сервис (квалификация персонала, наличие службы доставки) и т. д.
- Разрабатывают шкалу для оценки: можно проставлять баллы от 1 до 10 или "+", "=", «−» — конкурент превосходит, равен или уступает вам.
В финале оценить свои позиции на рынке и разрабатываете план, как превзойти конкурентов.
2. Метод Портера
Глубокий анализ, который проводят раз в пять лет. Оценивают пять факторов внешней среды:
- Давление покупателей — изучить потребности покупателей, эффективность способов их удовлетворения, а также скрытые потребности для прогнозирования изменения спроса.
- Давление поставщиков — оценить количество имеющихся поставщиков, объёмы ресурсов и возможность переключения на других поставщиков.
- Действующие конкуренты — количество игроков на рынке, объёмы продаж, потенциал роста, инновации.
- Потенциальные конкуренты — проанализировать барьеры входа на рынок для новых игроков: стартовые затраты, патенты, лицензии.
- Товары-заменители — оценивают возможность перехода покупателей на взаимозаменяемые товары при росте цен и угрозу появления новых субститутов (зависимых продуктов). При увеличении цены на один из них растёт потребление другого. Например, чай — кофе, апельсины — мандарины, кроссовки Nike — Adidas.
Проведя такой анализ, можно не только всесторонне оценить ситуацию на рынке, понять своё место в кругу конкурентов, но и разработать прогноз развития на несколько лет вперёд.
3. Концепция «4Р»
Ещё одна популярная методика, предполагающая сравнение конкурентов по четырём позициям:
- Product — по товару/услуге.
- Price — по ценовой политике.
- Promotion — по способу продвижения.
- Place — по территориям и каналам сбыта.
Данные систематизируют в виде таблицы, что даёт возможность наглядно увидеть свои сильные и слабые стороны на фоне конкурентов.
Конкурентный анализ позволяет компании держать руку на пульсе. Объективные данные и понимание ситуации на рынке упрощают принятие взвешенных управленческих решений, разработку маркетинговых активностей и стратегии развития.
Запустить эффективную рекламную кампанию, скоординировать работу команды, создать с нуля программу лояльности — эти и многие другие задачи помогут решить с минимальными затратами полезные сервисы для малого бизнеса. Они собраны на специальной интернет-витрине «Твой бизнес».
Перейти
Подписывайтесь на наш канал. Делимся полезными решениями для малого и среднего бизнеса, помогаем разобраться, рассказываем про тренды.
Ещё полезные статьи:
🔴 Почему я арендовала кассу от МТС и что меня остановило в других предложениях
🔴 Семь актуальных идей для бизнеса со стартом 300 тысяч рублей + пошаговый план открытия ИП
🔴 Семь главных причин для выбора МТС Кассы