Военный человек должен развиваться гармонично. Очень неприятно смотреть на офицера, который не может связать двух слов и плохо владеет русским языком. Как же можно повышать свой интеллектуальный уровень? Конечно можно и нужно заниматься самообразованием. Тем более, если ты уволен с военной службы и у тебя появляется больше свободного времени. Мой лучший товарищ в этом деле книга.
Не секрет, что чем больше проходит времени с окончания Великой Отечественной войны, тем больше возникает вопросов. Особенно у тех, кто рос как и я в 80-е годы XX века. В те годы ещё были живы многие участники войны. Они были пожилыми, но ещё достаточно энергичными людьми. Некоторые из них, ещё даже не достигли к тому времени пенсионного возраста. Фактически это было золотое время для ветеранов войны. Интерес к ним был огромный, регулярно проходили встречи и беседы участников войны с пионерами и октябрятами (какие забытые слова!), студентами гражданских вузов и курсантами военных училищ.
Одна из таких встреч, на которой мне посчастливилось присутствовать состоялась в канун Дня Победы 1990 года. Дело происходило в Тамбовском ВВАИУ. На встречу с первокурсниками, вновь назначенный начальник курса капитан Орлов пригласил своего отца, ветерана Великой Отечественной войны подполковника танковых войск. Встреча проходила в теплой и непринужденной обстановке. Я вспоминаю: ветеран находился в прекрасной физической форме. Много шутил, вспоминал интересные факты своей фронтовой юности.
Особенный ажиотаж у курсантов вызвал рассказ о том, как танковые колонны Красной Армии в 1945 году входили в Германию. Фронтовик с улыбкой рассказывал о том как немецкие девушки кидались на шею победителям. В один из моментов ветеран так увлёкся рассказом, что я живо представил это. "С нас срывали фуражки, целовали, обнимали, а потом, - продолжал ветеран: уже с девушек слетали платья и белые воротнички...." Видимо воспоминания тех апрельских дней 1945 года сильно будоражили ещё не старого к тому времени мужчину. Дело закончилось тем, что начальник курса капитан Орлов не выдержал и со смехом попытался прервать отца: "Папа, папа! Это же курсанты первого курса! Им ещё рано про такое слушать!"
А потом мы стали с места задавать вопросы ветерану войны. И конечно прозвучал на встрече главный вопрос: Почему мы победили? Почему после первых неудач 1941 года и тяжелых поражений1942 года, Красная Армия всё-таки дошла до Берлина? Я помню как изменился в лице ветеран. Вдруг он сразу стал серьёзным, как будто и не было пять минут назад рассказа о маленьких человеческих радостях солдатской жизни... Он задумался и затем уже твёрдо произнёс: "Маршал Жуков!"
Теперь спустя много лет я живу в Твери, где и сегодня продолжает подготовку офицерских кадров для Вооруженных Сил России Военная Академия Воздушно-космической обороны. Академия носит имя Маршала Победы. В академии регулярно проходят дни открытых дверей. И в один из таких дней, я посетил расположенный в академии музей. В музее бережно хранятся личные вещи прославленного полководца. В качестве одного из экспонатов представлено одно из первых изданий книги Г.К.Жукова "Воспоминания и размышления".
После экскурсии по академии я заинтересовался книгой. И в городской библиотеке получил её для прочтения.
Факты о книге:
- написана простым и понятным литературным русским языком;
- в книге собраны фотоматериалы из личного архива Г.К.Жукова;
- в первой части книги Г.К.Жуков вспоминает своё детство, юность, службу в царской армии и участие в Первой Мировой войне;
- в книге рассказано о Победе Красной Армии в Гражданской войне и довоенном строительстве Вооруженных Сил Советской России;
- автор анализирует причины неудач в первые месяцы Великой Отечественной войны;
- Г.К.Жуков подробно рассказывает о рабочих встречах с руководством страны и лично с Верховным Главнокомандующим И.В.Сталиным;
- книга впервые была издана в 1969 году и при жизни Г.К.Жукова переиздавалась ещё три раза в 1970, 1971 и 1972 г.г., после смерти переиздавалась 14 раз, последний раз в 2013 году.
Содержание:
- Глава первая. О детстве и юности
- Глава вторая. Служба солдатская
- Глава третья. Участие в гражданской войне
- Глава четвёртая. Командование полком и бригадой
- Глава пятая. В инспекции кавалерии РККА, командование 4-й кавалерийской дивизией
- Глава шестая. Командование 3-м кавалерийским и 6-м казачьим корпусами
- Глава седьмая. Необъявленная война на Халхин-Голе
- Глава восьмая. Командование Киевским особым военным округом
- Глава девятая. Накануне Великой Отечественной войны
- Глава десятая. Начало войны
- Глава одиннадцатая. От Ельни до Ленинграда
- Глава двенадцатая. Битва за Москву
- Глава тринадцатая. Суровые испытания продолжаются (1942 год)
- Глава четырнадцатая. Разгром фашистских войск в районе Сталинграда
- Глава пятнадцатая. Разгром фашистских войск в районе Курска, Орла, Харькова
- Глава шестнадцатая. В битвах за Украину
- Глава семнадцатая. Разгром фашистских войск в Белоруссии и окончательное изгнание их с Украины
- Глава восемнадцатая. На берлинском направлении
- Глава девятнадцатая. Берлинская операция
- Глава двадцатая. Безоговорочная капитуляция фашистской Германии
- Глава двадцать первая. Первые шаги Контрольного совета по управлению Германией. Потсдамская конференция
- Заключение. О том, без чего не могло быть победы
Цитата:
Я много раз видел, как солдаты подымались в атаку. Это нелегко: подняться в рост, когда смертоносным металлом пронизан воздух. Но они подымались! А ведь многие из них едва узнали вкус жизни: 19-20 лет - лучший возраст для человека - всё впереди! А для них очень часто впереди был только немецкий блиндаж, извергавший пулемётный огонь.
Книга читается легко. Я прочитал её запоем. Читал дома, в парке во время прогулки и в общественной транспорте. Рекомендую!
Со страниц книги ты чувствуешь дыхание эпохи. Читаешь. Анализируешь. Закроешь глаза и ты как будто на лекции в академии Генерального штаба. И лектор сегодня - Маршал Победы Георгий Константинович Жуков!
#биографии #военная служба #армия #война #литература #рассказы #великая отечественная война #история второй мировой войны #история россии #история