Советский кинопрокат был, мягко говоря, необычным. Большинство зарубежных фильмов попасть в СССР не могли. Одни не показывали по идеологическим причинам, другие - по финансовым. Иностранные киностудии хотели заработать денег, но вот советские рубли им были не нужны. Только доллары. Таким образом, получить процент с советского проката Colambia или Warner Bros. не могли. Оставался единственный выход - единовременная выплата, и здесь уже Министерство культуры СССР отказывалось выкладывать миллионы долларов за какие-нибудь "Челюсти" или "Звездные войны".
В результате в советский прокат попадали старые голливудские хиты, фильмы, провалившиеся за рубежом и стоящие относительно недорого, маргинальное европейское кино, а то и вовсе продукция латиноамериканских стран.
В СССР многие из этих фильмов становились настоящими блокбастерами, приобретали культовый статус. Наибольшей популярности в Союзе достигли следующие пять фильмов.
5) "Спартак" (1960)
Старенький пеплум Стэнли Кубрика с Кирком Дугласом в заглавной роли попал в советский прокат через 7 лет после премьеры в США, и стал огромным хитом. Историю о том, как раб-гладиатор бросил вызов римской власти в лице консула Марка Лициния Красса, в Союзе посмотрело больше 63 млн. человек.
Успех "Спартака" в СССР не удивителен. Это - мощнейшее, культовое кино, считающееся образцовым историческим фильмом. Кроме того, борьба рабов с угнетателями - традиционно популярная в Союзе тема.
4) "Золото Маккены" (1969)
В 1974 году в советский прокат попал провалившийся в Америке вестерн режиссера Джея Ли Томпсона "Золото Маккены" с Грегори Пеком и Омаром Шарифом. И, в отличие от американских, наши зрители по достоинству оценили этот захватывающий фильм. В СССР "Золото Маккены" посмотрело около 64 млн. человек.
В фильме рассказывается о поисках индейского золота. О кладе случайно узнает шериф Маккена (Грегори Пек), что делает его мишенью для вожака бандитской шайки по имени Колорадо (Омар Шариф). Колорадо берет шерифа в заложники - Маккена стал своего рода "живой картой" для бандита. Банда Колорадо отправляется на поиски золота. Маккена вынужден следовать вместе с головорезами.
3) "Бродяга" (1951)
В 1954 году зрители Страны Советов массово шли на индийский фильм "Бродяга". Эта драма с традиционными для Болливуда песнями и плясками - главный фильм в карьере индийского актера и режиссера Раджа Капура. Несмотря на наше сегодняшнее предубеждение в отношении индийского кино, "Бродяга" - мощная социальная драма, отражающая многие проблемы индийского общества. В 1953 году фильм едва не выиграл "золотую пальмовую ветвь" в Каннах, а в наше время он считается классикой.
В СССР фильм посмотрело около 65 млн. человек, что сделало его третьим по популярности зарубежным фильмом в Союзе.
2) "Великолепная семерка" (1960)
Вестерн "Великолепная семерка" культового режиссера Джона Стёрджеса был снят в 1960 году, и, в отличие от прочих фильмов из списка, попал в СССР достаточно быстро - уже в 1961-ом. Можно сказать, что советские зрители в кои-то веки смотрели новый западный фильм.
История о том, как семь отважных ковбоев вступили в неравную схватку с шайкой бандитов, регулярно грабящих крестьянскую деревушку, вызвала в Союзе огромный интерес. Народ буквально ломился в кинотеатры.
Однако, на пути фильма внезапно встал весьма сильный противник - генсек ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев. Глава государства заявил, что фильм, в котором "бьют друг друга в лицо», плохо воздействует на воспитание молодежи". Тут же к "обработке" фильма подключились критики, обвинившие режиссера в пропаганде насилия и самоуправства.
Тем не менее, "Великолепную семерку" успели посмотреть 67 миллионов человек, что позволило ему занять вторую строчку в списке самых кассовых зарубежных фильмов советского проката.
1) "Есения" (1971)
И вот, наконец, абсолютный лидер. С этого фильма началась любовь советских граждан (а затем и "дорогих россиян") к латиноамериканскому "мылу". Нет, "Есения", которую в 1975 году посмотрели 91 миллион зрителей (феноменальная цифра!), это не сериал, а отдельный полнометражный фильм, вот только построен он по канонам той самой латиноамериканской фабрики грез, с которой позднее прибыли и "Просто Мария", и "Рабыня Изаура", и "Девушка по имени Судьба".
Мексиканская мелодрама "Есения" парадоксальным образом оказалась очень близкой и интересной советскому зрителю. Казалось бы, максимально далекие от нас реалии Мексики второй половины XIX века внезапно оказываются созвучны чаяниям и надеждам советских зрителей, особенно, конечно, женщин. "Есения" - это, по сути дела, вариация вечного сюжета про "Золушку", сказка со счастливым концом. А тут еще красивые актеры и актрисы, прекрасные наряды, буря чувств и эмоций на экране. Все это поспособствовало выдающемуся успеху фильма в советском прокате: "Есения" опередила не только всех иностранных конкурентов, но даже и хиты отечественного производства - "Москва слезам не верит" и "Пираты XX века".
Кстати, в отличие от американских киностудий, мексиканцы не побрезговали советскими рублями, получив огромную сумму. Как и на что они ее потратили - история умалчивает.
Такова "великолепная пятерка" самых популярных в СССР иностранных фильмов. Какие из них вы смотрели?
Всем добра!
Еще больше статей про кино, про экранизации книг отечественных и зарубежных авторов, про иллюстрации к знаменитым книгам, про живопись, литературу, философию, историю, интересных людей и невероятные события - на моем канале! Подписывайтесь!
Мои книги
Мой Инстаграм
Мой Фейсбук
Я на Автор.Тудей
Почитать другие статьи можно ЗДЕСЬ.