Не знаю, смогу ли я взять себя в руки, чтоб досмотреть это тошнотворное зрелище. Однако стоило в соцсетях поделиться первыми впечатлениями, как меня сразу настигло "не смотрел, но осуждаю".
Я же осуждаю тех, кто бросает в топку этого позора актеров с хорошим послужным списком и репутацией, ибо именно звездный состав - особенно наличие Сергея Пускепалиса и Екатерины Вилковой, к которым мы только что прикипели в "Шифре" - заставил меня в недобрый час нажать на кнопку Первого канала. Тем более он взбодрил меня духоподъемным обещанием режиссера, который был потрясен оказавшимся в его руках сценарием.
Я приготовилась испытать такое же потрясение и пережить катарсис, во имя которого и придумано искусство.
Мастерство диалога засвербило с первых кадров. Молодые герои войны идут с улыбками по курортному городку. Один из них сворачивает к старушке:
- О, бабулечка, угости семечками.
- Солдатик, денюжку. 30 копеек.
- Я за тебя четыре года фрицев бил.
- А я за тебя молилася.
- Война-то кончилась.
- Вот и молись дальше.
Дело, как мы понимаем, происходит в Хосте. Об этих местах и отношении к военным рассказала в отзывах о фильме (пока оценка 4,4 из десяти) сведущая женщина:
Всего в 1941 году на курорте Сочи — Мацеста — Хоста, в Адлерском и Шапсугском районах на базе 65 санаториев и домов отдыха создали 50 госпиталей, способных принять более 21 тыс. раненых бойцов. И уже в августе Сочи и Туапсе приняли первых советских раненых.
«Весь город вышел тогда на привокзальную площадь и улицу Горького. Мимо толпившихся в молчании сочинцев в тишине медленно шли санитарные машины с ранеными. Потрясенные увиденным, заплаканные женщины протягивали бойцам свои немудреные подарки, цветы, что-то говорили, о чем-то спрашивали. Ведь до этого еще никто не прибывал «оттуда». «Все пока что уходили «туда». А эти были первые, кто уже встретился с войной, о которой сочинцы только слышали», — описывается день 5 августа, когда в Сочи были доставлены первые раненые, в краевой Книге Памяти.
Историк Сергей Артюхов: "В общей сложности за годы войны через сочинские госпитали прошло более 335 тысяч больных и раненых воинов, более 72% из которых были выписаны на фронт. За самоотверженный подвиг милосердия совершённый сочинскими медиками, всеми жителями города по спасению жизней раненых в годы войны город Сочи в 1980 году был награждён боевым орденом Отечественной войны".
Атмосфера милосердия не изменилась к осени 1945 года. Но сценарист откуда-то узнал только про семечки и жадную бабульку, которой надо как-то жить. И незатейливого сытого героя, попрекнувшего ее своими подвигами и семечками.
Дальше - просто песня песен. В приморском городе - а для меня Хоста всегда была районом большого Сочи - живет английский торговый представитель, двойной агент разведок (Константин Лавроненко) с нездоровой и очень любимой женой (Екатерина Вилкова). Само собой в качестве гувернантки у них работает сотрудница НКГБ, причем в паре со своим непосредственным начальником, который с ней спит, пьет водку, бьет и кричит на весь дом - в каких отношениях и званиях они состоят.
Этот начальник, увидев ее в сопровождении двух молодых военных, немедленно прибегает выяснить отношения. Всё в полный рост происходит на территории проживания британской пары с двумя милыми дочками.
- Курортницу из себя строишь? Кто эти двое?
- Никто. Солдатики.
- До дома тебя проводили и выспрашивали, кто и что? Так?
- Не так. Я им как баба приглянулась. Ну, что они четыре года по окопам мыкались. По женской ласке соскучились, - заводит она с ехидным видом своего визави. Еще и ремешок с платьица неторопливо расстегивает и снимает. - Что тут ненормального?
- Баба? Запомни, Гражданкина, - наезжает на нее тут же командир, - ты не баба. Ты - лейтенант НКГБ. И всегда должна об этом помнить.
Но она, судя по выражению лица, не знакома со словом "дисциплина" и субординация". У нее в принципе в этом доме свой личный интерес - она влюблена в героя Константина Лавроненко. Вернее, жаждет переспать с ним любой ценой. Ей нравится быть бабой и в глазах солдатиков, и этого хлыща в белой кепке. Но метит она выше.
Не по профилю устроилась. Явно.
- Даже если тебя черти в аду драть будут, - продолжает свой впечатляющий монолог человек на спецзадании, - Думаешь, в МИ-6 идиоты сидят, что ли? А если эти твои кобели от них с проверочкой были, тогда что?
Повторяю, всё это он озвучивает в доме британского агента. Пусть даже двойного. Да и зачем проверочка, когда даже черноморскому дельфину ясно, кого и зачем устраивали на работу в дома иностранцев?
- Да если даже и так. Я что, легенды не знаю? - напоминает лейтенант начальнику.
- Дура! - вопит он в ответ, так чтоб все донеслось до самого Адлера. - Чтоб не смела больше девок в город таскать, ясно?
Но она вообще-то гувернантка. Не под арестом в особняке.У нее обязанности есть. И легенда! Как ее-то блюсти?
- Какое дело, что им там надо? К объекту привыкать нельзя! - продолжает орать начальник, не снижая децибел.
Безмозглый, омерзительный тип, подумала я. Не Штирлиц.
- Знаю, - уверенно отвечает она. - Не первый год замужем. Но Харпер это одно, а дети другое.
Начальник не останавливается. Они хоть и в Хосте, в доме объекта и на задании, он кричит ей:
- Стоять!
И она вытягивается по стойке смирно.
Высокие, высокие отношения царят в послевоенном НКГБ. Я прям последнее слово уже угадала.
- Смирно!!
- Шибко умная стала. Забыла кто здесь главный? - хватает он и тянет к себе за воротник.
- Никак нет, - шепчет она ему с легким мазохистским оттенком.
- Слушай меня. Все они крали (типа кролики) в загоне, мягонькие, пушистые, ты им травку даешь, по головке гладишь, а придет время - горло вскроешь и на крюк.
Ну, ясен перец - таковы методы НКГБ.
- И чтоб рука не дрогнула, поняла?!
- Так точно, - снова шепчет она.
Так они и работали. Дальше начинается другая часть мерлезонского балета. И тисканье сисек здесь лишь старт большого пути.
Если начну его скринить, мой текст переведут в другую категорию. А будет и койка, и майка, и трусы. И обязательная бутылка водки.
Как ее к детям-то после такого допускают?
Но у спецагента Гражданкиной есть свой план. Несчастного Харпера пытаются отловить свои бугаи в смешных котелках, заподозрив его в работе на Советы. Он бежит от них по ночной Москве во фраке и бабочке. Зимой. (Несчастная Вилкова в вечернем платье, шубе на шпильках по его указанию должна добежать до собора Василия Блаженного, но котелки ее настигают). А вот англичанин добегает в таком виде до явочной квартиры! Но там наш человек сурово обличает несчастного:
- Вас раскрыли. Конец игре! Я вам ничего не должен. Вы были полезны, а теперь стали проблемой.
- Я же для вас столько сделал.
- Ну и что? Это вчера вы были ферзем, а сегодня вы просто разменная пешка.
Мне показалось, что я слышу плохой перевод с английского какого-нибудь их бестселлера типа "Красный рассвет".
Но режиссер-то от сценария оторваться не мог.
- И для нас, и для вас - вы кость в горле. Вас уберут.
- МИ-6 так не работает. Неужели ничего нельзя сделать? Как же так? Я же вам верил.
Вот тут-то я написала о приступе тошноты. Я еще не знала спойлер следующей серии. Мексиканский сериал "Богатые тоже плачут" недаром прошел широким экраном в СССР. Прием Эстер, которая попользовалась пьяным Луисом Альберто, чтоб отвратить его от бедной Марианны и заполучить себе в мужья, стал кочевать из фильма в фильм, пока не добрался до "Русских горок".
Джон Харпер каким-то невероятным чудом возвращается в Хосту. Татьяна Гражданкина подмешивает ему наркотик в алкоголь и обманом проводит с ним ночь.
Я уже видела эти кадры. Его изумленное наутро лицо - не менее впечатляющее, чем у Луиса Альберта.
*********
Возможно, дальше пойдет шедевр. Я же не досмотрела до конца, но осуждаю? Однако позвольте поделиться двумя небольшими изысканиями. На это хоть я имею право?
Сериал снят по книге Григория Ряжского, который оказался двоюродным братом Людмилы Улицкой. Брат за сестру не отвечает, поэтому промолчу.
Сценарий же написала женщина без возраста. По крайней мере, мне не удалось его найти. На всех ресурсах она представляет себя так.
Однако, если фильмы по ее сценариям идут с 2004 года, ей явно не двадцать лет. Хотя уже и не знаю... Возраст мне был важен, чтоб понять, до какой степени она знакома с реалиями времени, о которых пишет.
Как вы видите, у сценаристки в арсенале значится и другой популярный фильм. "Коса". Не имела счастья его видеть. Нашла лишь впечатления киногруппы. Съемки, судя по всему, еще идут. И нас ждет новая премьера.
Но почему-то уже сам заголовок произвел на меня впечатление.
Ведь только что прогремели выстрелы в Перми.
О чем же снимается фильм по сценарию успешной сценаристки "Русских горок"? Чем нас опять порадуют наши креативные деятели киноиндустрии?
Многосерийный фильм рассказывает о маньяке, который убивает девушек изощренным способом. Практически все преступления происходят на Куршской косе. Проект победил на Нью-Йоркском международном кинофестивале в категории «Лучший ТВ/Веб-сериал».
На территории заповедника «Куршская коса» происходит серия загадочных преступлений. Там находят окровавленные тела девушек, будто рассеченные косой жнеца, а в руках у убитых остается красивый цветок… Молодая женщина-следователь Ева, которая занимается этим делом, узнает почерк маньяка, промышлявшего в здешних местах 20 лет назад. А помогать ей выйти на след преступника будет известный телеведущий Роман Рахманов.
По словам режиссера картины Игоря Волошина, эта история, снятая в жанре некроренессанса, — о людях, которые сближаются на пути борьбы со злом, но понимают, что, вероятно, никогда не смогут быть вместе.
Пока я это все читала, по телевизору продолжали идти сводки из Перми. А эксперты строили догадки, что произошло в голове молодого человека, взявшего в руки ружье.
Тем временем в Кинопоиске еще и попался свеженький сериал про Чикатило - видимо, потому что там тоже снялся Константин Лавроненко. Я не специально. Фильм, как я понимаю, кто-то уже смотрел, потому что я увидела первые отклики.
На сегодня с меня, пожалуй, хватит. Простите, если не смогу досмотреть сериал до конца. Извините, что осуждаю...