Мой #сын лет до двух сильно истерил в магазинах самообслуживания. Причем о реальных причинах приходилось только догадываться, ребенку не хватало словарного запаса. Думаете, игрушки выпрашивал? Нет, с этим нам повезло, поиграет – и положит.
Эмпирическим путем мы выяснили, что истерил он, когда посещал магазин без коляски (много раздражающих факторов, а в коляске можно укрыться) или когда мы долго гуляли (устал).
Эти факторы мы, конечно же, учли, и стало значительно лучше, только вот какое-то время мне все равно было сложно принять истерику ребенка. А еще я впадала в гнев, когда слышала критику других относительно этой ситуации. Мол, критиковать каждый может, а помочь? Но обо всем по порядку.
Как же вести себя с ребенком?
Переживание огорчения проходит те же фазы, что и проживание горя: отрицание – бунт – печаль – принятие потери.
Отрицание. Ребенок может не услышать вашей просьбы пойти домой, вернуть игрушку на полку, надеть куртку и т. д., потому что в это время занят своими детскими и очень важными делами (разглядывает жучков, роет песок, нянчит магазинную игрушку, сочиняет сказку во время сборов на улицу). Установите с ним контакт: присядьте на уровне глаз, улыбнитесь, похвалите его занятие и только потом дружеским тоном выразите свою просьбу. Помните об этом правиле, оно поможет уменьшить количество детских истерик.
Бунт. Если отрицание не удалось остановить, возникает бунт на корабле: «Как так! Я тут самый главный, а мои холопы (а #дети эгоцентрированны, мы с вами это знаем и не обижаемся) меня прерывают! Я им покажу!» Ребенок впадает в ярость, громко кричит, топает ногами, валяется на полу, иногда может биться головой.
Ряд психологов советуют, что в это время надо называть свои чувства и чувства ребенка: «Мне жаль, но мы не можем взять эту игрушку», «Ты хочешь еще поиграть, и тебе обидно, что пора уходить», «Тебе обидно, что девочка не дала покачаться на качели». Но я бы не стала этим злоупотреблять. Да, ребенку важно знать, что произошло, что он испытывает, что испытывает родитель. Но!
#Истерика – это еще и взрыв эмоций от перенапряжения. Усталость, предболезненное состояние, чересчур большое количество эмоций – все это также может стать дополнительным пусковым механизмом истерики. Поэтому, по моему опыту, не стоит перегружать ребенка дополнительной информацией. Назвали эмоции – и все, хватит. Больше никаких комментариев. Только молчаливое спокойное принятие-ожидание.
Не раз замечала. Ребенок орет на полу, вроде эмоция идет на спад, и тут мама: «Ах, кто это у нас тут такой капризуля!», или «Огурчик хочешь?» – и все. Мы получим новый ор. Потому что психика и так перенапряжена, а мы тут со своими огурцами.
Если некогда ждать. Бессловесно (не перегружая психику) остановить истерику можно путем отвлечения. Маленькому ребенку (1–2 года) можно что-нибудь показать (книжку, игрушку; я однажды с дитем свернула в первый попавшийся магазин, сразу замолчал от неожиданности), ребенку 3–5 лет продемонстрировать неожиданное поведение – сильно удивиться, уронить громко предмет, пролить воду: «Ай, я воду пролила!»
Печаль. В какой-то момент, а вы его обязательно услышите, тон плача ребенка поменяется и наступит фраза печали. Тут от вас нужны только теплые объятия, в которых можно от души выплакаться. Важно! Не смеяться, если, по вашему мнению, повод для горя был ничтожен.
Принятие. Побыв какое-то время в объятиях взрослого, ребенок успокаивается сам. Перестает всхлипывать, сам себе предлагает утешительные варианты выхода из проблемы (что вообще суперхорошо), высвобождается из объятий и переключается на другую деятельность.
Все, ваша миссия выполнена, а ребенок получил нужную поддержку и полезный опыт принятия потерь.
А как вы справляетесь с детскими истериками? Удается сохранять спокойствие?