Прошёл почти год как отгремели орудия народного осуждения нового фильма одного из мэтров нашего кино Андрея Кончаловского "Дорогие товарищи". Этот фильм довольно неожиданно выскочил как чёрт из табакерки в то время, когда постепенно возрастающая ностальгия россиян (вполне понятная, учитывая большие недостатки и ужасы нашей современной жизни) по советским временам достигла максимума и превратилась практически в идеализацию СССР.
Надо было обладать определённым мужеством, чтобы снять картину в разрез, наперекор мнению, пожалуй, большинства народа, видящего сейчас в советском прошлом только хорошее. Фильм "Дорогие товарищи" стал нежелательным холодным душем для многих и очень многих. Что и вызвало вполне определённую реакцию активной в интернете публики.
Обвиняли Кончаловского в том, что сняв подобное кино, он работает на западное общественное мнение, в желании его получить очередной престижный фестивальный приз, но, главное - в сознательном очернении советской действительности.
Сейчас, спустя год со времени премьеры, если пересмотреть фильм непредвзято, сняв со своих глаз пелену праведного гнева, можно отметить, что "Дорогие товарищи", прежде всего, рассказывает об одном из таких товарищей - главной героине картины. Совершенно потрясающе, на мой взгляд, сыгранной Юлией Высоцкой, супругой маститого режиссёра. Между прочим, родившейся в городе Новочеркасске, о событиях в котором и идёт речь в фильме. Видимо, есть что-то генетически выстраданное в этой роли артистки.
Конечно, фильм и о расстреле в 1962-ом году демонстрации (показанной, кстати, как слишком безумной и агрессивной) рабочих, возмущённых повышением цен и дефицитом продуктов. Фильм также о двоедушии и лицемерии партийной номенклатуры и работников госбезопасности. О том, как далеки были партийные начальники от народа, в том числе в потребительском смысле. Фильм, между прочим, и о человечности и порядочности военачальников, не желающих, чтобы армия стреляла в народ. О том благородном офицере, который, нарушив приказ, выпустил из блокированного города мать ради поиска её дочери. О том, что гебисты тоже люди, способные на рефлексию, сочувствие и помощь.
Впечатляет также образ деда главной героини - старого козака со свободным, независимым мировоззрением. Его лелеяние святой для семьи иконы, одевание в старую казацкую форму, мудрая речь, проникновенно-жуткие воспоминания...
Если не учитывать сомнительные факты причин гибели демонстрантов и методы их захоронения, то надо всё же признать, что многое показанное в этой чёрно-белой ленте - истинная правда. По крайней мере, это ясно тем (как мне, например), кто прожил в СССР большую часть своей жизни и пытается смотреть на советскую действительность объективно и беспристрастно, по достоинству оценивая как несомненные плюсы той системы и жизни, так и очевидные её минусы.
Но всё же, на переднем плане всей картины - Людмила Даниловна Сёмина, заведующая сектором отдела промышленности Новочеркасского горкома и просто мать единственной дочери, которую она родила во время войны. В своём юношеском максимализме девочка не может терпеть несправедливость и ложь. Ссорится с матерью и убегает из дома. Участвует в той самой демонстрации рабочих и теряется без вести.
Зазубренная, вросшая в естество идеологизированность Людмилы, как и у очень многих людей тогда, всё время борется с естественными человеческими эмоциями, элементарной логикой существования, материнскими чувствами.
Раздвоенность сознания и души - вот в чём главная беда советского времени, а далеко не только репрессии, привилегии номенклатуры, дефицит продуктов и других материальных вещей.
И эта на самом деле страшная по последствиям раздвоенность советского человека показана на примере главной героини фильма. Недовольство и непонимание происходящего в стране гложат и её саму, но вымуштрованность сознания ведёт её к призыву жестоко расправиться с бунтовщиками. В числе которых оказывается и её дочь.
Постепенно в ней, благодаря драматическим событиям происходят важные внутренние перемены. И как не к Богу - интуитивно - обращаться русскому человеку, когда его охватывает отчаянье? И она к Нему не раз обращается.
И недаром картина заканчивается её фразой "Мы станем лучше".
Это главные, ключевые слова "Дорогих товарищей". Для Кончаловского, как настоящего русского художника более всего важен человек и его душа. О них, родимых, главным образом этот фильм. И уж только потом - всё остальное, наносное - временнОе и врЕменное, которое может послужить толчком для духовного развития конкретного индивидуума. Даже подобная трагедия.
Собственно, это и главная тема моей книги "Необыкновенное чудо, или Национальные особенности нашего кино", опубликованной на ЛитРес. Надеюсь, что будут покупать её активней, несмотря на серьёзность текста.
А чтобы лучше понять автора "Дорогих товарищей", лучше всего почитать или послушать книги его самого: