Люди делятся своими проблемами с целью быть принятыми. В нашем с вами обществе. Причем неважно, выставляют ли они свою историю на обозрение незнакомцам в каком-нибудь сообществе или звонят в два часа ночи близким.
Только вот получают желаемую поддержку единицы. Не все умеют поддерживать нормально. Обвинять и оскорблять: «Да ты сама виновата!», «Ишь чего захотела! Не ты первая, не ты последняя!», «Вообще голова не варит, что ль?», «Почему вы требуете к себе такого внимания?» – это да. Это проще простого.
И даже те, кто старается помочь, также говорят ошибочные вещи. Например: «Все будет хорошо», «Не расстраивайся», «Это не конец света», «Я же говорила! Я же предупреждала!». Все это не является помощью!
Человеку повезло, если он знает, к какому специалисту обратиться за поддержкой, или у него на примете есть друг, который действительно умеет поддерживать.
А если таких людей нет рядом? Мы сами можем стать ими. Я перечислю вам ряд бесполезных попыток психологической поддержки и покажу оптимальные способы поведения.
Ошибка 1: пустые обещания
Например, у вашей подруги что-то случилось и вам автоматически захотелось ей сказать: «Не переживай», «Все будет хорошо», «Все наладится».
Как себя вести?
В данном случае лучше просто молчать, находиться рядом. Если подруга позволяет, держать ее за руку или обнимать. Вы удивитесь, но это один из самых лучших и простых способов поддержки – молчание, принятие, дружеские объятия и простые слова сочувствия: «Мне очень жаль», «Я тебя понимаю», «Я тебе сочувствую».
Ошибка 2: запрещение эмоций
Фразы «Не плачь», «Не переживай», «Успокойся», «Возьми себя в руки» являются ошибочными, поскольку мы запрещаем страдающему чувствовать и испытывать то, что ему по природе в данной ситуации нужно чувствовать и испытывать.
Как себя вести?
Если вы действительно хотите помочь человеку, а не просто отвязаться от него, помогите проявить эти эмоции, не подавляйте их. Дайте близкому возможность рассказать о своих переживаниях, пусть выплачется, погорюет, пообижается всласть. Вы заметите, эмоции сразу пойдут на спад. Это как плачущего ребенка обнять и смотреть, как он успокаивается.
Кстати, как при этом психологически обезопасить себя и как не стать «вечной жилеткой», я расскажу в ближайшем выпуске.
Ошибка 3: обесценивание и газлайтинг
«Он не стоит твоих слез», «Это не конец света», «Ничего же не случилось», «Ты это все придумала», «Тебе показалось», «Я бы на твоем месте не переживал» – данные фразы говорят о том, что человек не анализирует чувства другого, не понимает, на чем основаны его переживания и прочее. Все это не означает, что этих переживаний нет и близкий не страдает.
Как себя вести?
Отказаться от обесценивания. Если вам непонятно, почему человек так переживает попросите его рассказать о своих чувствах, если, конечно, он захочет. Если не захочет, не настаивайте, а тихо посидите рядом.
Ошибка 4: бесполезные советы
Часто нам кажется, что, если человек жалуется на жизнь, он хочет получить совет. Это отнюдь не так. Собеседник рассказывает о сокровенном, в первую очередь чтобы выговориться, во вторую очередь чтобы быть принятым обществом. Проговаривание помогает снизить эмоциональное напряжение, а моральная поддержка помогает понять, что он, как и прежде, в стае.
Не получил моральной поддержки, зато «одарили» непрошеными советами? Вот и результат – ненужное напряжение между людьми.
Как себя вести?
Говорить слова поддержки, не одаривать советами, если их не просят.
А если совет просят? Выразить свое мнение в формате: «В данной ситуации я бы поступила так-то». Можно описать свои эмоции, можно рассказать похожую историю. В конце обязательно сказать, что ответственность за принятие того или иного решения лежит только на самом спрашивающем.
Колумнист: Ольга Самойлова, психолог