Найти тему
Катехизис и Катарсис

Разбираем основные мифы о войне в Африке

1. У Британии было все довольно грустно. Ей сразу поплохело, как Италия вступила в войну. Средиземноморский маршрут (Суэц-Гибралтар-Британия) накрылся медным тазом. Это привело к потери примерно четверти всего грузооборота всей империи (за счет удлинения маршрутов - все грузы теперь шли вокруг Африки). Это, к слову, на порядки круче того, чего за всю войну добился немецкий флот со всеми своими подводными асами. Немцы и близко не добирались до такого результата. В сущности, британской империи было параллельно - захватили немцы Суэц, не захватили - он все равно в глобальном масштабе уже не мог быть использован. Вместо могучего потока грузов в Британию через него струячил ручеек в Грецию и в Александрию. Собственно после потери Греции Суэц работал строго на Северную Африку. Да, основная масса грузов из Британии шла туда так же - вокруг Африки. Те конвои, которые британский флот время от времени протаскивал мимо Италии (как правило на Мальту), имели чисто тактическое или стратегическое, в узких рамках местных сражений, значение. До того момента, пока Италия не вышла из войны и итальянский флот не отдался союзникам, ничего не менялось. И захвати Роммель Суэц - это никак не повлияло бы на общую стратегию.

2. У Италии в Северной Африке были свои местечковые интересы. Муссолини вступил в войну рассчитывая поживиться в первую очередь за счет колоний Франции. Но ввиду того, что немцам нужна была лояльность Виши - получил там хрен с маслом (ну немного получил, но чисто кот наплакал). Поэтому итальянцы хотели хоть что то отжать у англичан, чтобы в случае переговоров о мире не остаться опять с ничем. Ну и Италии нужен был Суэц чтобы как то связаться со своей восточной Африкой.

3. Немцам, вообще ничего в Северной Африке не было нужно. Роммеля послали туда стоять и защищать остатки итальянских колоний. Ни о каком прорыве к Суэцу и далее в Иран Ирак и Индии с Турциями речи ни шло. У него не было ни сил, ни возможностей по снабжению. То что он полез в Ливию и допер аж до Эль Аламейна было его инициативой от которой были не в восторге в высоких штабах.

4. А были не в восторге там потому, что немцы в логистике шарили. И знали, что без ж/д, автотранспортом, можно снабжать войска на плече 350-400 км. А от главного порта итальянцев в Северной Африке до Тобрука было 800 с лишним км. И железной дороги там не было. А не было ее по простой причине - паровозам нужна вода, много воды, а с водой в Африке проблема. Потому что это АФРИКА! Англичане - жулики, они решали эту квадратуру круга с помощью каботажного судоходства, а итальянцы в него не могли, в виду того, что англичане за этим следили и не давали в него.

5. Поэтому у Роммеля всегда была нерешаемая проблема - чтобы бить англичан ему нужно было больше войск, а больше войск требовали больше снабжения, а вот доставка этого снабжения машинами выливалось в геометрическую прогрессию необходимости в снабжении. Оттого у Эль-Аламейна, способ доставки топлива Роммелю "накидаем бочек в море, авось приливом вынесет на берег" был крайне продуманным и экономичным способом.

6. Ни о какой нефти Ближнего востока речи ни шло в принципе. Ее хрен добудешь, хрен довезешь.

7. Граждане, которые "отправляют" итальянский флот то в Атлантику, блокировать Англию, то через Суэц на просторы Индийского океана, не представляю себе, сколько у Оси было танкеров в Средиземном море (считанные единицы), чтобы обеспечивать итальянские корабли (заточенные на малую автономность внутри Средиземки) топливом. Это вообще тупо нереально.

Такие дела.

Автор - Алексей Котов