Когда мы вспоминаем о наших героях различных войн, мы часто забываем сказать о врагах. А ведь важно помнить, что самые значимые подвиги наших бойцов совершались в сражениях против грозного, мастеровитого и безжалостного противника. И тем ценнее каждая победа над таким серьезным врагом.
В десятке лучших по результативности асов люфтваффе сплошь летчики с 200 и более сбитыми машинами противника. Многие из них спокойно пережили Вторую Мировую войну, нашли себя уже в Федеративной Германии и прожили долгую жизнь. Но одного из лучших асов Второй Мировой постигло возмездие на территории СССР.
Немецкий летчик Отто Киттель был самым результативным асом люфтваффе, погибшим в бою. За почти четыре года войны он провел более 500 боевых вылетов и сбил 267 самолетов. С этим результатом Киттель расположился на четвертой строчке в списке лучших летчиков-асов в истории. За штурвалом своего Фокке-Вульф FW 190 ему не было равных во всем Третьем Рейхе. Треть своих воздушных побед Киттель одержал над советскими штурмовиками Ил-2. Но однажды "черная смерть" расквиталась за боевых товарищей.
Киттель сбил 94 самолета Ил-2. Хоть этот штурмовик и прозвали "черной смертью", зачастую экипаж машины сам шел на верную смерть. Летчикам-штурмовикам приходилось идти на цель на низкой высоте под нескончаемым огнем зениток да еще и с опасностью нарваться на вражеские истребители. Каждый бой для этих отважных ребят мог стать последним. И статистика это подтверждает: к маю 1945 года в строю находилось менее 10 процентов от общего количества выпущенных за годы войны Ил-2.
Еще больше жизнью рисковали воздушные стрелки на борту Ил-2. В отличие от пилота, стрелок не был защищен ни бронестеклом, ни бронекорпусом. В бою ему предстояло высовываться примерно наполовину, принимая на себя осколки разорвавшихся неподалеку зенитных снарядов. Не было надежд и на бронеспинку, особенно когда на хвост штурмовику садились немецкие истребители. В таких непростых условиях бортстрелку приходилось проявлять настоящий героизм.
Человеком, остановившим страшный счет Отто Киттеля, стал 21-летний летчик Вадим Комендат. Произошло это 14 февраля 1945 года в Прибалтике, где немецкий ас вместе с десятками тысяч других бойцов вермахта попал в Курляндский котел. Командир звена истребителей обер-лейтенант Киттель пошел в атаку на полтора десятка штурмовиков Ил-2. Из такой ситуации он много раз выходил победителем. Но не в тот день. Киттель не заметил двух замыкавших штурмовиков, которые сами открыли "охоту на охотника".
Двумя очередями лейтенант Вадим Комендат изрешетил FW-190 Отто Киттеля. Самолет стремительно начал снижаться, а сам ас люфтваффе не успел даже воспользоваться парашютом. Существует информация, что сбил 4-го по результативности немецкого аса не сам летчик Комендат, а его бортстрелок. Что, впрочем, делает этот бой еще более значимым для Красной Армии. Неизвестно, сколько бы жизней наших бойцов унес "охотник за штурмовиками" Отто Киттель. Его смертельный счет был остановлен 14 февраля 1945 года экипажем Вадима Комендата.
Что касается самого Вадима Петровича, то после войны он получил заслуженную награду. На фронте он пробыл два года и за 124 боя уничтожил 44 автомашины, 12 орудий и 8 зенитных точек врага. Летом 1945 года Вадиму Комендату было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1949 году в возрасте 26 лет Комендат погиб в автокатастрофе на Кубани. В истории он навсегда останется молодым красавцем-героем, остановившим одного из сильнейших вражеских асов войны.
Подпишись.