Найти тему

История хунну. Соседи хуннов с IX по III века до н. э., китайское царство Чжоу, динлины, жуны.

Оглавление

Одной из причин миграции предков хуннов на север было усиление царства Чжоу.

Видео версия про хуннов: http://www.youtube.com/channel/UCIDwdBJA-rgWeJFkV_DrSzg?sub_confirmation=1

Агрессия чжоуских ванов, а также практика истребления населения проигравшей стороны, никак не вдохновляли предков хуннов оставаться соседями китайских царств.

С IX по III века до нашей эры в китайской историографии упоминания о хуннах практически не встречаются за редким исключением.

Мир как будто забыл про хуннов несколько веков.

Именно в этот период в степях Центральной Монголии и южного Забайкалья формируется хуннский этнос.

Укрывшись от Китая в монгольских степях, зарождающийся этнос был окружен другими племенами и народами, которые оказывали на него влияние.

На юге хунны граничили с жунами - древней народностью, обитавшей на севере и северо-западе Китая.

Их считают протомонгольскими и прототангутскими племенами.

-2

Племена жунов населяли оазис Хами, где граничили с индоевропейскими чешисцами, обитавшими в Турфане.

На юго-западе они владели берегами озера Лобнор и Черчен-Дарьи, примыкая к Хотану и горам Алтынтага, где кочевали тибетцы.

Жунам принадлежало плоскогорье Цайдам.

Родственные жунам племена ди жили в северной Сычуани.

Однако основная масса жунов группировалась в Северном Китае.

В VII – III веках до нашей эры жуны боролись с китайцами за гегемонию и проиграли.

После поражения часть жунов слилась с кочевыми тибетцами-дансянами и из этого слияния возникли тангуты.

Другая часть скрылась на востоке в горах Хингана, где растворилась среди других предков монголов.

Лев Николаевич Гумилев писал:

Лев Николаевич Гумилев
Лев Николаевич Гумилев

«Мы не знаем, каковы были отношения между жунами и хуннами. Вряд ли они были друзьями. А если так, то положение жунов должно было быть трагично: зажатые между Китаем и Великой степью, они не имели тыла, а горные долины, где они пытались укрыться от врагов, оказались ловушками, не имевшим выхода, не убежищем, а местом гибели».

Таким образом, в момент становления хуннского этноса, жуны прикрывали хуннов от агрессии Китая с юга.

Но при этом, сами, наверняка подвергались набегам со стороны хуннов с севера.

К северу от хуннов обитали динлины.

Они населяли оба склона Саянского хребта от Енесея до Селенги.

-4

Начиная с V века до нашей эры, в китайских хрониках появляется упоминание о юэчжах.

Этот кочевой североиранский народ, граничил с хуннами с запада.

Предполагается, что юэчжи могли прийти с территори Джунгарии. Они распространили свое влияние от низины реки Тарим до плато Ордос.

Восточными соседями хуннов были племена дунху. Это протомонгольские народости, занимавшее юго-западную территорию Маньчжурии.

Места их обитания сейчас относятся к современным китайским провинциям - Внутренняя Монголия и Хэйлунцзян.

Соперничество и войны с соседями определили вехи становления, развития и гибели державы хуннов.

Возникновение державы Хунну.

К IV веку до нашей эры окончательно сложился народ хунну.

Хуннское общество представляло собой конфедерацию родов.

Вожди делились на западных и восточных.

Это обуславливало и соответствующее деление на правых, то есть западных хуннов и на левых, то есть восточных.

По родовой иерархии восточные хунны считались выше западных.

Возглавлял конфедерацию родов - шаньюй, то есть величайший.

Изначально шаньюя избирали на съезде старейшин.

Избранный шаньюй правил пожизненно. Он становился главным из 24 старейшин хунну.

Иными словами, на раннем этапе становления державы, верховная власть у хуннов не была наследственной.

Шаньюй правил всю жизнь, но не передавал власть по наследству.

Со временем ситуация изменится.

В хуннском обществе не было классового деления и имущественного расслоения.

Родовой строй обеспечивал сохранение собственности рода на средства производства. Только обладание предметами личного потребления отличало хуннов между собой.

Однако это не мешало отдельным родовичам стремиться к умножению богатств, источником которых была военная добыча.

Хунны, как и многие кочевники, жили за счет присваивающего натурального хозяйства.

Это обуславливало необходимость ограничивать рост населения, поскольку при кочевом хозяйстве, определенная территория может прокормить определенное количество людей.

Подобный уклад жизни формировал у хуннов нравы, которые современным людям кажутся дикой жестокостью.

Однако в них есть своя логика и строгая целесообразность.

Зимой ребенка бросали в снег, а затем кутали в тулуп.

Если он оставался жив – вырастал богатырем, а если умирал – то через год появлялся новый сын.

-5

Когда он становился юношей – его посылали в набег на соседей.

Если его убьют – ладно, новый вырастет, а если он привезет добычу – значит, он герой.

Поэтому редкий мужчина доживал до старости, и смена поколений шла быстро, а развитие производственных отношений – медленно.

Девочкам было труднее. Уход за ними в детстве был еще хуже, а потом кроме смерти их подстерегала неволя.

Зато став матерью, женщина царила в доме, а овдовев, становилась женой деверя, то есть женой брата своего умершего мужа.

Деверь должен был обеспечить ей почет и покой, даже если брак был фикцией.

В III веке до нашей эры хунны еще не могли похвастаться военными успехами.

Они терпели поражения от юэчжей на западе и динлинов на севере.

Китайский император Цинь Ши-хуанди в 214 году до нашей эры отправил войска на север и завовевал Ордос.

Перейдя Хуанэ, китайцы заняли предгорья Иньшаня.

Хунны ушли в степи Монголии, где их соплеменники уже находились в зависимости от восточных соседей дунху и платили им дань.

В эти трудные времена хуннами правил незадачливый шаньюй Тумань, готовый идти на уступки агрессивным соседям.

Тумань имел двух сыновей от разных жен.

-6

Желая обеспечить переход власти к любимому младшему сыну, он решил пожертвовать старшим – Модэ и отдал его юэчжам как заложника.

После этого Тумань совершил набег на юэчжей. Он надеялся, что юэчжи из мести убьют Модэ.

Но расчет шаньюя не оправдался.

Модэ смог вырваться из плена и вернуться к отцу, о предательстве которого он знал.

Под давлением общественного мнения Тумань передал Модэ управление войском в 10 000 семей.

И Модэ не стал терять время.

Он методично устанавливал среди своих воинов железную дисциплину.

Модэ использовал свистящую стрелу.

В ее наконечнике делались отверстия, и стрела в полете издавала звук.

Все воины Моде были обязаны пускать стрелы туда, куда полетела его стрела.

Проверка дисциплины отличалась изощренностью.

Однажды Модэ пустил стрелу в своего коня.

Воины, пожалевшие несчастное животное, и не пустившие в него стрелу были казнены.

В другой раз Модэ пустил стрелу в свою жену.

Воины, не нашедшие в себе силы пустить стрелу в беззащитную женщину, сами расстались с жизнью.

Однажды на охоте Модэ встретил своего отца шаньюя и пустил в него стрелу.

Никто из воинов не рискнул уклониться от выстрела.

В одно мгновение Тумань превратился в подобие ежа – так утыкали его воины Моде стрелами.

-7

Воспользовавшись замешательством, Модэ убил младшего брата, его мать и старейшин, отказавшихся повиноваться ему.

В 209 году до нашей эры Модэ был объявлен шаньюем.

С этого момента начинается взлет родовой державы хуннов.

Полная видео версия истории хуннов: https://youtu.be/kcgiS89z-Xs

Продолжение следует…