Одной из причин миграции предков хуннов на север было усиление царства Чжоу.
Видео версия про хуннов: http://www.youtube.com/channel/UCIDwdBJA-rgWeJFkV_DrSzg?sub_confirmation=1
Агрессия чжоуских ванов, а также практика истребления населения проигравшей стороны, никак не вдохновляли предков хуннов оставаться соседями китайских царств.
С IX по III века до нашей эры в китайской историографии упоминания о хуннах практически не встречаются за редким исключением.
Мир как будто забыл про хуннов несколько веков.
Именно в этот период в степях Центральной Монголии и южного Забайкалья формируется хуннский этнос.
Укрывшись от Китая в монгольских степях, зарождающийся этнос был окружен другими племенами и народами, которые оказывали на него влияние.
На юге хунны граничили с жунами - древней народностью, обитавшей на севере и северо-западе Китая.
Их считают протомонгольскими и прототангутскими племенами.
Племена жунов населяли оазис Хами, где граничили с индоевропейскими чешисцами, обитавшими в Турфане.
На юго-западе они владели берегами озера Лобнор и Черчен-Дарьи, примыкая к Хотану и горам Алтынтага, где кочевали тибетцы.
Жунам принадлежало плоскогорье Цайдам.
Родственные жунам племена ди жили в северной Сычуани.
Однако основная масса жунов группировалась в Северном Китае.
В VII – III веках до нашей эры жуны боролись с китайцами за гегемонию и проиграли.
После поражения часть жунов слилась с кочевыми тибетцами-дансянами и из этого слияния возникли тангуты.
Другая часть скрылась на востоке в горах Хингана, где растворилась среди других предков монголов.
Лев Николаевич Гумилев писал:
«Мы не знаем, каковы были отношения между жунами и хуннами. Вряд ли они были друзьями. А если так, то положение жунов должно было быть трагично: зажатые между Китаем и Великой степью, они не имели тыла, а горные долины, где они пытались укрыться от врагов, оказались ловушками, не имевшим выхода, не убежищем, а местом гибели».
Таким образом, в момент становления хуннского этноса, жуны прикрывали хуннов от агрессии Китая с юга.
Но при этом, сами, наверняка подвергались набегам со стороны хуннов с севера.
К северу от хуннов обитали динлины.
Они населяли оба склона Саянского хребта от Енесея до Селенги.
Начиная с V века до нашей эры, в китайских хрониках появляется упоминание о юэчжах.
Этот кочевой североиранский народ, граничил с хуннами с запада.
Предполагается, что юэчжи могли прийти с территори Джунгарии. Они распространили свое влияние от низины реки Тарим до плато Ордос.
Восточными соседями хуннов были племена дунху. Это протомонгольские народости, занимавшее юго-западную территорию Маньчжурии.
Места их обитания сейчас относятся к современным китайским провинциям - Внутренняя Монголия и Хэйлунцзян.
Соперничество и войны с соседями определили вехи становления, развития и гибели державы хуннов.
Возникновение державы Хунну.
К IV веку до нашей эры окончательно сложился народ хунну.
Хуннское общество представляло собой конфедерацию родов.
Вожди делились на западных и восточных.
Это обуславливало и соответствующее деление на правых, то есть западных хуннов и на левых, то есть восточных.
По родовой иерархии восточные хунны считались выше западных.
Возглавлял конфедерацию родов - шаньюй, то есть величайший.
Изначально шаньюя избирали на съезде старейшин.
Избранный шаньюй правил пожизненно. Он становился главным из 24 старейшин хунну.
Иными словами, на раннем этапе становления державы, верховная власть у хуннов не была наследственной.
Шаньюй правил всю жизнь, но не передавал власть по наследству.
Со временем ситуация изменится.
В хуннском обществе не было классового деления и имущественного расслоения.
Родовой строй обеспечивал сохранение собственности рода на средства производства. Только обладание предметами личного потребления отличало хуннов между собой.
Однако это не мешало отдельным родовичам стремиться к умножению богатств, источником которых была военная добыча.
Хунны, как и многие кочевники, жили за счет присваивающего натурального хозяйства.
Это обуславливало необходимость ограничивать рост населения, поскольку при кочевом хозяйстве, определенная территория может прокормить определенное количество людей.
Подобный уклад жизни формировал у хуннов нравы, которые современным людям кажутся дикой жестокостью.
Однако в них есть своя логика и строгая целесообразность.
Зимой ребенка бросали в снег, а затем кутали в тулуп.
Если он оставался жив – вырастал богатырем, а если умирал – то через год появлялся новый сын.
Когда он становился юношей – его посылали в набег на соседей.
Если его убьют – ладно, новый вырастет, а если он привезет добычу – значит, он герой.
Поэтому редкий мужчина доживал до старости, и смена поколений шла быстро, а развитие производственных отношений – медленно.
Девочкам было труднее. Уход за ними в детстве был еще хуже, а потом кроме смерти их подстерегала неволя.
Зато став матерью, женщина царила в доме, а овдовев, становилась женой деверя, то есть женой брата своего умершего мужа.
Деверь должен был обеспечить ей почет и покой, даже если брак был фикцией.
В III веке до нашей эры хунны еще не могли похвастаться военными успехами.
Они терпели поражения от юэчжей на западе и динлинов на севере.
Китайский император Цинь Ши-хуанди в 214 году до нашей эры отправил войска на север и завовевал Ордос.
Перейдя Хуанэ, китайцы заняли предгорья Иньшаня.
Хунны ушли в степи Монголии, где их соплеменники уже находились в зависимости от восточных соседей дунху и платили им дань.
В эти трудные времена хуннами правил незадачливый шаньюй Тумань, готовый идти на уступки агрессивным соседям.
Тумань имел двух сыновей от разных жен.
Желая обеспечить переход власти к любимому младшему сыну, он решил пожертвовать старшим – Модэ и отдал его юэчжам как заложника.
После этого Тумань совершил набег на юэчжей. Он надеялся, что юэчжи из мести убьют Модэ.
Но расчет шаньюя не оправдался.
Модэ смог вырваться из плена и вернуться к отцу, о предательстве которого он знал.
Под давлением общественного мнения Тумань передал Модэ управление войском в 10 000 семей.
И Модэ не стал терять время.
Он методично устанавливал среди своих воинов железную дисциплину.
Модэ использовал свистящую стрелу.
В ее наконечнике делались отверстия, и стрела в полете издавала звук.
Все воины Моде были обязаны пускать стрелы туда, куда полетела его стрела.
Проверка дисциплины отличалась изощренностью.
Однажды Модэ пустил стрелу в своего коня.
Воины, пожалевшие несчастное животное, и не пустившие в него стрелу были казнены.
В другой раз Модэ пустил стрелу в свою жену.
Воины, не нашедшие в себе силы пустить стрелу в беззащитную женщину, сами расстались с жизнью.
Однажды на охоте Модэ встретил своего отца шаньюя и пустил в него стрелу.
Никто из воинов не рискнул уклониться от выстрела.
В одно мгновение Тумань превратился в подобие ежа – так утыкали его воины Моде стрелами.
Воспользовавшись замешательством, Модэ убил младшего брата, его мать и старейшин, отказавшихся повиноваться ему.
В 209 году до нашей эры Модэ был объявлен шаньюем.
С этого момента начинается взлет родовой державы хуннов.
Полная видео версия истории хуннов: https://youtu.be/kcgiS89z-Xs
Продолжение следует…