Двадцати!!!метровый сочленнный (две гусенично-колёсные тележки) вездеход для ледяной тундры, дремучей тайги и непролазных болот – это Ямал СВГ-701.
Предназначение этой машины – доставлять другие машины туда «куда Макар телят не гонял» – в самые труднодоступные места Заполярья и Сибири.
Создали эти снегоболотоходы на закате СССР, но не самостоятельно, а при активном участии канадцев (основываясь на их опыте по созданию «малыша» Foremost Husky 8) и используя двигатель из США (производства Detroit Diesel).
Машина получилась уникальная:
- Грузоподъёмность более 70 тонн (при снаряженной массе в 27.5 тонн)
- Клиренс более полуметра (глубина в 2.5 метра для него это «в брод перейти»)
- Максимальный крен – 15°, а преодолеваемый склон – 30° (хотя тут многое зависит от груза)
- Мощность силовой установки (огромный V8) – 715 л.с.
- Объём топливного бака 2120 литров (это почти две тонны солярки)
- Запас хода около 700 км (т.е. в среднем расход солярки у него 300 литров на сотню)
- Максимальная скорость - 15 км/ч (т.е. 700 км он преодолеет не раньше, чем через пару суток, с остановками на «ноги размять»)
Очень широкие гусеницы (1.85 метра, при общей ширине машины в 4.7 метра) обеспечивали очень низкое удельное давление на почву – максимально нагруженная машина давила весом 0.38 кг/см² (это почти в два раза ниже, чем давление среднестатистического человека на почву во время ходьбы).
Гражданские инженеры планировали довести грузоподъёмность этой машины до 140 тонн и создать на её базе тяжёлый подъёмный кран и технику пожаротушения. Военные строили свои планы - видя в СВГ-701 перспективное средство доставки ракет различного класса до самых неожиданных точек запуска... но этим планам не суждено сбыться.
Уникальных машин было создано всего две (опытные образцы). Запустить их в серию и развивать технически помешал развал Советского Союза. Те, что были уже созданы – не простояли без дела, а полностью отслужили свой ресурс на сложных нефтегазовых проектах.
Конечной остановкой уникальных вездеходов стали настолько труднодоступные места, что вывоз их для утилизации и размещения в музеях – оказался не целесообразным. Печально, но вот так они тихо и «сгинули» на «дальних рубежах».