Найти в Дзене
Юлия Варенцова

В Кремле уже слышалось «пение латинское» и служились мессы под звуки органа

Патриарх Гермоген
Патриарх Гермоген

В 1607-м году в России появился новый самозванец – Лжедмитрий Второй. Постепенно вокруг него собралось народное войско – и пошло на Москву. Но на этот раз занять Кремль бунтовщикам не удалось. Лжедмитрий расположился лагерем в подмосковном селе Тушине, отчего его и прозвали «тушинским вором». Противостояние между ним и законным царем, Василием Шуйским, продолжалось около двух лет, во время этого двоевластия московская элита металась между двумя лагерями. И только патриарх Гермоген был непоколебим.

В феврале 1609 года бунтовщики выволокли патриарха Гермогена на Лобное место и потребовали, чтобы он благословил восстание. При этом его избивали, обсыпали песком и мусором. Но Гермоген стоял на своем: Василий Шуйский – единственный легитимный правитель, помазанник Божий. Он был убежден, что очередная смена власти только усилят хаос в стране. Патриарха едва не растерзали на месте. Не получив поддержки Гермогена, бунтовщики в конце концов уехали к Лжедмитрию, в Тушинский лагерь. Так благодаря принципиальности и мужеству Патриарха Василий Шуйский удержался у власти – по крайней мере на время. Но смуту было уже не остановить. Польский король Сигизмунд во главе большого войска перешел русскую границу и осадил Смоленск. И дипломатическая делегация из Москвы под Смоленском уже готова была подписать кабальный договор, по которому русским царем стал бы польский король. Помешало лишь твердое «нет» Патриарха Гермогена. В большинстве уездов России - там, где хотели сохранить истинную власть, - главным государственным человеком считался Патриарх Гермоген. Только его благословение на то или иное деяние служило легитимным документом. Посольство под Смоленском такого благословения не получило. Василия Шуйского все-таки свергли с престола, и власть перешла в руки «семибоярщины», которая постепенно сдала все позиции и, в конце концов, впустила поляков в Москву, в Кремль.

Когда был свергнут Василий Шуйский, боярское правительство пригласило королевича Владислава Сигизмундовича на трон и даже выпустило монету с его именем. Дело шло к тому, что он действительно станет русским царем. Из польского лагеря сообщали, что он не станет менять веру. И тогда Гермоген публично призвал к неповиновению, к тому, чтобы не давать присяги Сигизмунду и отказаться от присяги, уже данной Владиславу, если тот не примет православие, как обещал. В момент полного безвластия и хаоса Патриарх Гермоген продолжал гнуть свою линию, настаивая на том, что правителем России может быть только православный царь. Он требовал вывода польских войск с территории России и предавал анафеме всех, кто признает власть Сигизмунда.

В Кремле уже слышалось «пение латинское» и служились мессы под звуки органа. С конца 1610-го года за кремлевскими стенами с трудом уживались два враждующих лагеря. Светская власть – иностранные интервенты, - и духовная – Патриарх Гермоген, который открыто призывал русских людей к свержению этой самой, новой власти. Вначале узурпаторы разорили патриарший двор, потом взяли Гермогена под арест. Но пока у него была возможность писать послания, он их писал, даже под стражей. И это вызывало у противника лютую ненависть.

Из книги "День Ангела. Рассказы о святых":

https://www.labirint.ru/books/785091/

книга с автографом автора:

https://book24.ru/product/den-angela-rasskazy-o-svyatykh-s-avtografom-5954161/