Найти тему
Катехизис и Катарсис

Зачем и во что играли первобытные люди?

Эдуард Тайлор, один из отцов антропологии и этнологии, известен своими фундаментальными трудами в этих науках. Весьма интересна его работа «Первобытная культура», в коей ученый рассматривает происхождение и дальнейшее развитие религии. О ней мы и поговорим ниже.

Речь пойдет о культурных феноменах, некоторые из которых настолько прочно вжились в обиход, что, невзирая на стремительное развитие
современной культуры, по-прежнему занимают там свою нишу. Положим, детские игры.

Современный человек и без антропологической канвы прекрасно понимает, что детские игры есть некие интерпретации «взрослых» занятий, ситуаций. Древние детские игры аналогичны: дети играли с оружием, с нумерацией. Иногда игры имели исторический/религиозный базис. Помимо детских игр издревле существовали и азартные. Тайлор
предполагает, что раньше азартные игры могли быть способами гадания и ворожбой (scil. гаданием): об этом говорит обыкновение бросать кости для предсказания какой-либо ситуации. Считалось, что во время бросания этих самых костей духи витали над ними и располагали их так, как считали нужным. Однако со временем эта форма гадания стала самой обычной игрой.

С картами ситуация идентичная. Поговорки и детские песни тоже имеют весьма интересную историю. Очень часто они имели под собой магическое или религиозное основание. Пословицы древних народов отличались мудростью и остроумием. В этой форме излагались различные бытовые ситуации.

Анимизм — вера в духов и души — присуща первобытным обществам и, с позиции сравнительного религиоведения, является одной из ранних форм религий, которые в ходе своей эволюции и развития переросли в полноценные религии, в состав которых входят важные религиозные элементы — вера в сверхъестественные силы, молитвы, религиозные атрибуты, особенное мировоззрение, определенная этика, моральный кодекс и проч. Вопрос о том, есть ли народы, не имеющие религиозности, является дискуссионным – мы можем увидеть несколько таких народов. Анимизм — достаточный минимумом для древних племен.

Пожалуй, важными принципами является изучение обрядов как части религиозных систем и поиск связей между обрядами разных народов. Главным вопросом выступает учение о человеческих и прочих душах. Пытаясь понять суть снов, экстазов, болезней, смерти, древние люди разделяли свое бытие на жизнь и на призрак. Оба связаны с телом, однако по истечении жизни призрак продолжал существовать. Ввиду этой связи они пытались связать жизнь и призрак, ибо оба принадлежат одной душе. В подтверждение — обычаи разных народов словесно отождествлять дух, душу, жизнь и дыхание. Посему можно связать физические недуги с тем, что душа покинула тело. Наряду с болезнями, уход души связывали со снами, вследствие чего это обыкновение легло и в основу некоторых средневековых поверий.

Автор - Яна Ветрова