21 и 22 сентября в Театре Вахтангова - спектакль «Мёртвые души»
Дорогие подписчики, предлагаю Вам обсудить важную проблему современности — инсценировка и экранизация классики на примере спектакля по роману «Мертвые души» Н.В. Гоголя в московском Театре Вахтангова. Не секрет, что ценители и знатоки литературы разделились на два лагеря: одни убеждены, что воссоздать на сцене великие творения, как утверждал М.А. Булгаков невозможно:
"Мертвые души" инсценировать нельзя. Примите это за аксиому от человека, который хорошо знает произведение. Мне сообщили, что существуют 160 инсценировок. Быть может, это и неточно, но во всяком случае играть "Мертвые души" нельзя» (хотя сам пишет пьесу по роману Н.В. Гоголя и создает киносценарий).
Другие полагают, что инсценировка может быть даже интереснее текста-прецедента. Так считают Р. Туминас, К. Серебренников, К. Богомолов.
Но где границы режиссерского переосмысления, какова мера неприкосновенности пьесы, в чем критерии новизны трактовки, за пределами которой начинает обедняться или искажаться смысл?
Режиссер В.В. Иванов определил жанр своего прочтения классического текста как "галопад".
Впервые на сцене зритель может увидеть не спектакль по мотивам «Мертвых душ», не пьесу М.А. Булгакова, а гоголевскую поэму.
До появления Гоголя и Пушкина русская литература была подслеповатой, писал В. Набоков. Подслеповатой была и советская критика. Не сатиру на правящее сословие писал великий художник, а представлял «русский мир» во всей его многоликости. Сочиняя "Мертвые души", автор как бы превращал каждую каплю чернил, дрожавшую на конце его пера, в живую каплю краски, потому что заботила его судьба Руси.
Спектакль, выпущенный В.В. Ивановым, хочется не разбирать, а смаковать. Дивиться каждому приему, каждой детали от звука до жеста.
«Главный герой "Мертвых душ" на сцене театра Вахтангова — человек. Нет, не Чичиков и не помещики. Человек как таковой», — так считает режиссер.
Есть в его сценической версии и автор. Спектакль идёт в сценографии Максима Обрезкова, заостряющего наше внимание на трагической судьбе поэмы: все происходит на фоне двух огромных листов бумаги — на сером с чёрными строчками и на чёрном, сожжённом, с белыми буквами. Листы измяты, и так легко представить Гоголя, который пишет и вдруг рвёт страницы, комкает и бросает их, и вновь берётся за перо.
На мой взгляд, это лучший спектакль сезона и лучшее бережное прочтение поэмы «Мертвые души».
Дорогие учителя, если хотите, чтобы Ваши дети поняли, что такое Гоголь, ведите их на это чудо-представление, здесь роман оживает и пробуждает духовность.
Ирина Мурзак
филолог, литературовед, театровед
доцент Департамента СКД и Сценических искусств
Института культуры и искусств МГПУ