Бродя по залам Эрмитажа, в нескольких местах откровенно удивился и поразился. Например, сочетанию трех больших портретов в одном зале. настолько, что про себя назвал его «Зал троицы, свалившей дом Романовых».
Судите сами, с одной стороны – Григорий Григорьевич Орлов на огромном полотне работы Вигилиуса Эриксена «Портрет Григория Орлова в римском костюме». С другой – «Портрет Алексея Орлова в турецком костюме».
Оба скачут в одну сторону, если развесить картины правильно. Потому что считается, что эти полотна во всю стену величиной – изображение карусели 1766 года, первого такого мероприятия в России.
А в центре зала, по бокам которого скачут два брата Орловы – портрет Софьи Фредерики Августы Ангальт-Цербстской в гвардейском мундире. Как в тот самый день, когда Екатерина Алексеевна, супруга государя Петра III Фёдоровича стала на долгие годы императрицей Екатериной II.
И всё словно намекает, что на дворе 28 июня 1762 года, что особенно шикарно смотрится во дворце, который как бы считается резиденцией дома Романовых. Представителя которых эти три прекрасных человека свергли с трона. Ну и еще одна молоденькая дамочка из рода Воронцовых, которая так хотела насолить родной сестре, что стала самой активной участницей заговора. Это я про Екатерину Дашкову, если что.
Впрочем, эти картины, насколько я знаю, находились не тут, а в Гатчине, в Эрмитаж их передали уже в советское время, а в этом зале разместили совсем недавно, после реставрации в 2010 году.
Так вот, когда смотришь эту композицию, волей неволей вспоминаешь еще одного, слишком наивного человека, которого эта милая троица убрала с глаз подальше. И одно письмо «любимой» жене:
«…Ваше величество, я ещо прошу меня, которой ваше воле исполнял во всем, отпустить меня в чужие краи, с теми, которие я, Ваше величество, прежде просил, и надеюсь на ваше великодушие, что вы меня не оставите без пропитания.
Верной слуга, Петр»
Верной слуга… Дражайшая супруга, которую он несколько дней назад изволил величать за столом при всех «дурой», в чужие края его не отпустила. Но и без пропитания не оставила. Целую неделю кормила за государственный счет. Ну а потом …
Я не очень верю в сумбурное письмо Алексея Григорьевича. То, которое:
«…Матушка милосердная Государыня! Как мне изъяснить, описать, что случилось. Не поверишь, верному своему рабу, но как перед Богом скажу истину …»
и так далее.
Больше верится в то, что это всего лишь придуманная Ростопчиным история. Впрочем, и говорить, что начальник караула был непричастен к тому, что случилось – как минимум, глупо.
Игра престолов быстро закончилась. Потому что слабые в ней не выживают. А Петр III в ответственный момент оказался какой-то совершенной размазней. Или слишком был наивен. За что и поплатился. И жизнью, и памятью. Супруга, бывшая не только умелой заговорщицей, но и обладавшая несомненными литературными талантами, постаралась от души.
Вот и получается «Зал троицы, свалившей дом Романовых».
Победителей на огромных полотнах.
А про то, что это за "карусель" такая на картине я вам расскажу как-нибудь в другой раз.
----------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во "ВКонтакте" на YouTube, в Инстаграм