Память современного россиянина о Великой войне и её русских героях - штука весьма избирательная. Какую-то там, якобы, атаку, каких-то там, якобы, мертвецов у какого-то, якобы, Осовца (в сущности, эпизод!) он готов рассусоливать бесконечно. Но вот попробуйте задать ему элементарный вопрос. Например: "Кто был самым результативным русским асом Первой мировой?" Здесь наш друг Отечества сразу же замнется и постыдно побежит за помощью к неправославному гуглу.
Я не позиционирую себя как "современного россиянина", поэтому разговаривать с вами буду серьезно. Сильнейшим русским асом Великой войны был Александр Казаков. Человек удивительной, захватывающей, загадочной судьбы. Настоящая находка для биографа. И дело тут даже не в его успехах (и неудачах, ведь они бывают даже у лучших) на фронтах мировой бойни. Первая победа над германским бомбардировщиком одержанная тараном, еще 16 личных и 20 одержанных в группе... Все эти боевые эпизоды заслуживают отдельного обстоятельного рассказа, который не умещается в жесткие рамки этой небольшой заметки. Да и в биографии Казакова меня привлекли не снайперские счета воздушного аса - метких стрелков и мастеров пилотажа в составе воюющих армий тогда было множество. Судьба русского "эксперта" после мировой войны показалась мне даже более драматичной, нежели его фронтовые будни. В ней будто отразилась вся трагедия русского офицера, сражавшегося за империю, которой больше нет.
Фактический конец войны застал Казакова поздней осенью 1917 года в/на Украине, где базировалась его 1-я боевая авиагруппа Юго-Западного фронта. 20 ноября того же года последовало провозглашение Украинской народной республики и Юго-Западный фронт объединился с Румынским в единый "Украинский". Его части должны были присягнуть на верность Киеву. Само собой, подобная "украинизация" закончилась предсказуемым развалом и деградацией армии. Некогда славная 1-я боевая авиагруппа аса Казакова превратилась в вооруженную банду. Боевые вылеты вскоре прекратились. Нижние чины расправлялись с офицерами, срывали погоны, не выдержав позора покончил с собой напарник Казакова прапорщик Э.К.Леман. Сам Казаков в конце декабря был вынужден бежать в Москву.
Как и большинство русских офицеров того времени, Александр Казаков не имел устоявшихся политических убеждений. Он не слишком понимал чего ожидать от новой власти, пребывал в раздумьях, некой растерянности. Видимо, посоветовавшись с наводнившими в то время Москву бывшими царскими офицерами, Казаков попробовал предложить большевикам свои услуги. Он даже добился личной аудиенции у Троцкого, попытался убедить его возродить русскую военную авиацию, пусть и под красным флагом. Поначалу, большевики рассматривали Казакова как начальника Главного управления Военно-воздушного флота РСФСР. Но решили не рисковать. Бывшего аса назначили на второразрядную должность при управлении, где он занимался бумагами. Зашевелились и чекисты, лепившие из Казакова образ "контрреволюционера". Вскоре ему пришла повестка с запретом покидать город без письменного уведомления. В Москве становилось небезопасно. И вновь остается только бегство.
Весной 1918 года Казаков отправляется в Мурманск. Совсем недавно здесь высадились англо-французские войска, под предлогом защиты Русского Севера от немецкой оккупации. Предлог, надо сказать, был весомый, ибо германская угроза тогда действительно нависала над Мурманском и Архангельском совершенно явная - немцы уже высадились в Финляндии. В итоге немцы до Мурманска так и не дошли, а вот большевикам иностранная интервенция встала поперек горла. Против интервентов и их белогвардейских союзников красные выставили свою 6-ю армию. Открылся еще один фронт Гражданской войны.
Казаков не слишком понимал тонкостей всех этих политических хитросплетений и сомнительности хрупких союзов. Он лишь хотел переправиться во Францию, продолжить войну с немцами - и ждал от англичан помощи в этом предприятии. Но у англо-саксов на этот счет было иное мнение. Полковник Моунд предложил Казакову вступить в Славяно-британский авиационный легион и бороться не с немцами, а с большевизмом. Не имея особых альтернатив, Казаков согласился. 34 летчика легиона облачились в британскую форму с русским двуглавым орлом. В августе 1918-го начались боевые вылеты с аэродрома под Архангельском.
Особенной "борьбы с большевизмом" у Казакова не получилось. Он не сбил ни одного "красного" самолета. Поверить в то, что лучший русский ас Великой войны мигом растерял все мастерство невозможно. Причина тут в другом. На стороне большевиков, в составе трех авиаотрядов воевали такие же бывшие летчики Императорского воздушного флота. Многих из них Казаков знал лично, кое-кто служил под его командованием. Русские летчики банально отказались стрелять друг в друга. Потери сторон в этой абсурдной воздушной войне были минимальны. А вот на земле частенько становилось жарко. Осенью 1918-го года эскадрилья Казакова попала в окружение после наступления красных. Демонтировав пулеметы с неисправных машин, "славяно-британские легионеры" укрылись в Свято-Троицком монастыре. Осада обители продлилась две недели. Все это время Казаков воевал как простой пехотинец.
Белогвардейская эпопея русского аса закончилась летом 1919 года. В качестве прощального презента противнику 17 июня Казаков учинил налет на аэродром Пучуга, где "легионеры" уничтожили на земле три истребителя красных и подорвали склад с топливом. Но конец был уже неотвратим. Войска Антанты, потерявшие интерес к Русскому Северу после окончания мировой войны, теперь готовились к эвакуации. "Белое дело" здесь терпело крах.
Англичане предложили Казакову перейти на службу в британские ВВС. Сослуживцы уговаривали бежать к Колчаку, эвакуироваться на Юг России. Он не отвечал ничего. Утром 1 августа 1919 года Александр Казаков сел в свой "сопвич-снайп" и приступил к разбегу. Самолет оторвался от взлетной полосы аэродрома Двинский Березняк, необыкновенно резко набрал высоту и в высшей точке завис почти вертикально. Затем машина опрокинулась на спину и камнем устремилась к земле. Через несколько секунд новенький истребитель превратился в груду обломков. Шокированные сослуживцы вытащили изуродованное тело Казакова из дымящихся развалин.
Смерть Казакова пытались списать на остановку двигателя. Но все очевидцы утверждают единогласно - мотор работал до последней секунды без всяких остановок. Ошибка пилота? Едва ли лучший ас Российской Империи мог несознательно нарушить базовые правила управления самолетом. А что если сознательно?
По всей видимости, именно здесь и кроется разгадка трагической гибели Казакова. Мы имеем дело с изощренной формой самоубийства. Невозможно сейчас проникнуть в мысли ушедшего человека, но, позволю себе предположить, что Казаков испытал некий Катарсис. Противоречия, бушевавшие в душе русского офицера в эпоху крушения страны, достигли пиковой точки отчаяния. И из этой точки он спикировал в самую тьму северной ночи. Отвергнутый красными, он не нашел перспектив и в лагере белых. Прочувствовав бессмысленность бойни русских людей друг с другом, потеряв Родину на фоне обманчивых посулов иностранных интервентов, Казаков устал бежать. И решил закончить свою жизнь в небе, расплатившись по всем счетам фирменным почерком русского аса.
Автор - Саня Любомирский