«Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные. Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе. Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена — в книге жизни» (Фил. 4:1-3).
Надеюсь, я не шокирую вас, когда скажу, что христиане — даже хорошие христиане — не всегда ладят между собой. Где электрические лампочки, там всегда будут виться насекомые. Где собаки, там всегда будут блохи. Где люди, там всегда будут недоразумения и разногласия — даже если эти люди христиане, даже если они хорошие христиане (см. Деян. 15:36-40. Вопрос надо ставить не «что делать, если христиане конфликтуют», а «что делать, когда христиане конфликтуют».
Этот урок построен вокруг двух сестёр в филиппийской церкви, которые не ладили между собой (Фил. 4:2). Ранее Павел подчёркивал важность единства филиппийских христиан (1:27; 2:2). Некоторые думают, что те общие наставления вели к этому конкретному случаю разлада. Так это или нет, но первые три стиха главы 4 выдвигают на первый план важность согласия между христианами. То, как Павел решает эту ситуацию, поможет нам узнать, что делать, когда братья и сёстры во Христе конфликтуют.
ИСКРЕННЯЯ ПОХВАЛА (4:1)
Сначала Павел создаёт положительный настрой. Он заверяет филиппийских христиан — всех, включая двух находящихся в ссоре сестёр, — в своей любви. Прежде чем поучать, он хвалит их: «Итак, братья мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные» (ст. 1). Ни один стих в Библии не исполнен большей теплоты и любви.
«Братья» — Это братья и сёстры Павла. Все они в одной семье, у всех один Отец.
«Возлюбленные» — Они возлюбленные братья и сёстры Павла. Греческое слово, переведённое «возлюбленные» (форма от агапетос), образовано от особого слова со значением «любовь»: агапе. Бог использовал это слово по отношению к Своему Сыну (Мф. 3:17). Чтобы подчеркнуть, как сильно он любит этих братьев, этот термин Павел использует дважды.
«Вожделенные» — Они желанные, любимые братья и сёстры, которых он очень хочет видеть. Это греческое слово (от эпипотетос) апостол использовал для описания того, как Епафродит жаждет вернуться домой (Фил. 2:26). Павел тоскует по своим филиппийским друзьям.
«Радость и венец мой» — Они желанные, возлюбленные братья и сёстры, вызывающие улыбку на его лице и гордость в сердце: они его «радость». Одна только мысль о них делает его счастливым (см. 1:3, 4). Они также его «венец» — наивысшее достижение его жизни. Использованное здесь греческое слово (стефанос) означает венец победы и тожества. (Для венца как символа правления у греков было другое слово, диадем).
Вы хотите помочь двум христианам примириться? Тогда не начинайте с указания на их недостатки. Начните с заверения, что вы любите, действительно любите их. Прежде чем повлиять на их волю, вы должны тронуть их сердца.
ТОНКАЯ СИТУАЦИЯ (4:2, 3)
Филиппийская церковь была венцом Павла — лавровым венком победы, — но в этом венке был «шип»: две сестры с серьёзными разногласиями. Апостол подходит к этой проблеме со своей обычной прямотой: «Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе» (ст. 2). «Синтихия» может означать «удачливая, счастливая», а «Еводия» — «преуспевающая». К несчастью, в тот момент они были на грани духовного банкротства. «Синтихия» может также означать «приветливая, любезная», а «Еводия» — «сладкое благоухание». Однако в то время они были чем угодно, только не любезными и источали далеко не приятный запах разногласия.
Второе действие Павла — это прямое обращение к проблеме. Обычно недостаточно просто обнять поссорившихся друзей и сказать, что вы любите их. Нужно также призвать их разрешить свои разногласия.
Позитивная сторона
Кто такие Еводия и Синтихия? Мы не знаем. (Некоторые пытаются сделать этих двух женщин представительницами двух групп в филиппийской церкви — иудеев и язычников, — но нет никаких оснований считать, что это были не просто две сестры, не ладившие между собой). О них мы имеем следующие позитивные сведения: Павел тепло отзывается об этих женщинах, «подвизавшихся в благовествовании со мной» (ст. 3). Словом «подвизавшимся» переведено два греческих слова (синетлесан мой), что значит «боролись вместе со мной». Некоторые, прочитав это, приходят к выводу, что эти женщины публично проповедовали вместе с Павлом. В таком случае получилось бы, что Павел противоречит своим наставлениям в других местах, что во время церковных богослужений женщины должны молчать (1 Кор. 14:34, 35; см. 1 Тим. 2:8–12).
У Еводии и Синтихии было много других способов «подвизаться» вместе с Павлом «в благовествовании», кроме проповедования. В главе 1 Павел говорил об «участии [филиппийцев] в благовествовании от первого дня даже доныне» (ст. 5). Речь шла о материальной помощи Павлу, а не о совместной с ним проповеди евангелия. В той же главе Павел призывал всех членов филиппийской церкви стоять, «подвизаясь единодушно за веру евангельскую» (ст. 27). Разумеется, никто не сделает вывод, что апостол велит каждому быть публичным провозвестником. (Не все мужчины обладают талантом проповедника).
Многие проповедники могут с большой теплотой рассказать о женщинах, которые не проповедуют, но, тем не менее, принимают участие в их трудах благовествования. Я бы начал со своей матери и жены и затем составил длинный список, включив туда множество верных женщин, которые вдохновляли меня и оказывали всяческую помощь.
Женщины могут по-разному распространять евангелие помимо того, чтобы стоять за кафедрой, — включая преподавание Слова в неофициальной обстановке (см. Тит. 2:3–5; Деян. 18:26). С самого начала существования церкви в Филиппах женщины играли в ней важную роль. Первыми обращёнными были женщина и её домашние (Деян. 16:13–15). Эта женщина (Лидия) сразу же открыла свой дом перед Павлом и его друзьями, и он стал местом собраний церкви (Деян. 16:40). Её пример наверняка вдохновил других женщин общины, и они тоже стали участвовать в Господних трудах.
Ещё один положительный факт о Еводии и Синтихии в нашем тексте — что их имена были записаны в книге жизни Агнца (ст. 3; см. Отк. 21:27). Говоря о том, что эти две женщины участвовали в его трудах, он вспоминает прочих сотрудников, работавших вместе с ним. И он добавляет: «и с Климентом» (Фил. 4:3). Некоторые отождествляют этого Климента со знаменитым Климентом Римским, который упоминается в ранних невдохновенных христианских писаниях, но этому нет исторического подтверждения. Этот Климент был, по всей вероятности, членом филиппийской церкви и помощником Павла.
Вместе с Климентом апостол вспомнил и других верных служителей Божьих. Боясь кого-то пропустить при перечислении, он говорит: «и с прочими сотрудниками моими, которых имена — в книге жизни» (ст. 3). «Книга жизни» — это запись всех верных на небесах (см. Лк. 10:20). Мы с вами можем не знать, кого Павел имел в виду, но Господь знает. Их имена в Его «книге»!
Эти слова подразумевают, что имена Еводии и Синтихии тоже были среди записанных на небесах. Это должно было дать двум сёстрам несколько побудительных мотивов к примирению. (1) По сравнению с тем, что их имена были записаны в книге жизни, их личные проблемы были пустяковыми. (2) Так как обе они направлялись на небеса, где будет только согласие, то почему бы им не начать жить в мире уже на земле? (3) Они должны были знать, что имена их написаны не «вечными чернилами», и если они не прислушаются к наставлению Павла, то их имена могут быть «изглажены» из книги жизни (см. Отк. 3:5).
Негативная сторона
Еводия и Синтихия имели позитивную сторону в своей жизни, но, к сожалению, Павел вспоминает этих женщин в связи с тем, что они не ладили друг с другом. Эта сторона их жизни угрожала зачеркнуть всё хорошее, что они сделали. Я попытался поставить себя на их место. Как, должно быть, унизительно было слышать упоминание своих имён в письме, предназначенном для чтения перед всей общиной (Фил. 1:1)! Как вы думаете, им, наверное, было бы стыдно узнать, что люди во всём мире до сих пор читают об их проблеме? Их ситуация заставила меня задуматься: «А что если бы о моей жизни была написана одна строка — всего одна строка, которую бы продолжали читать и две тысячи лет спустя? О чём бы в ней говорилось?» Как было бы печально, если бы это были слова: «Он не ладил с другими»!
Почему Павел особо указал на этих двух женщин и их разлад? Уж конечно, не для того, чтобы поставить в неловкое положение своих бывших сотрудниц. Вероятно, он это сделал потому, что знал, что раздор между двумя членами церкви может перекинуться ещё на двоих… потом ещё на четырёх… пока не заразит всю общину. Я видел, как это происходит, и, думаю, вы тоже. Проблему между двумя христианами нужно устранять сразу, не дожидаясь, пока она не разрастётся.
В чём же расходились Еводия и Синтихия? Да уж вряд ли в доктринальных принципах. Некоторые авторы ссылаются на Фил. 4:2, 3 когда учат, что нужно идти на компромисс в доктринальных вопросах, но Павел велел филиппийцам твёрдо держаться «слова жизни» (2:16). Улаживая доктринальные проблемы, Павел обычно называл проблему (см. Рим. 6:1, 2) и указывал на заблуждение (см. 2 Тим. 2:18). Нет, в случае с Еводией и Синтихией, видимо, произошёл конфликт двух личностей. Ревностные работники в деле Господнем часто имеют твёрдое мнение относительно того, что и как следует делать. Поставьте их работать вместе, и разногласий не избежать. За мой длинный стаж проповедования я повидал много (слишком много) конфликтных ситуаций в церкви. На каждое расхождение в вопросе вероучения приходится сотня разных мнений.
УЛАЖИВАНИЕ РАЗНОГЛАСИЙ (4:2, 3)
О проблеме двух сестёр в Филиппах мы поговорили в общем. Теперь пора поближе присмотреться, как Павел улаживает взрывоопасную ситуацию. Мы уже отмечали, что он начал с похвалы и что не побоялся открыто указать двум сёстрам на их духовную проблему. Позвольте развить эти мысли.
Он стал действовать — безотлагательно
Павел стал действовать. Он не проигнорировал ситуацию в надежде, что она как-то уладится сама собой. Очевидно, он занялся проблемой, как только узнал о её существовании. Он не стал ждать, пока вся община расколется на две партии.
Он оставался нейтральным — но не безразличным
Он не принял сторону ни одной из этих женщин. К каждой из них он обращает одно и то же слово: «Умоляю (греч. паракало) Еводию, умоляю Синтихию…»
Возможно, одна из этих женщин была больше виновна в разладе, чем другая; так часто бывает. Тем не менее, вина в той или иной степени лежала на обеих. В детстве мы с братом иногда ссорились (как часто ссорятся братья). Когда появлялась мама (как всегда в таких случаях), мы оба начинали оправдываться: «Это он первый начал!» Мама не пыталась разобраться, чья вина была больше. Она просто говорила: «Чтобы поссориться, требуются двое». И попадало нам обоим. Когда стычки возникают между христианами, то Библия учит, что каждый должен сделать первый шаг к примирению. Тот, кто считает себя потерпевшим, должен пойти к своему брату (Мф. 18:15). Тот, кого обвиняют в неправоте, также должен пойти к брату (Мф. 5:23, 24). Ни один, ни другой не имеют права сказать: «Пусть он придёт ко мне».
Он призвал к единству — убедительно
Павел подчеркнул важность устранения разногласий. Он призвал обеих женщин «мыслить то же», то есть преодолеть разногласия. Как приятно слышать согласованное пение — и как неприятно, когда все поют вразнобой! Та же фраза (то ауто фронейн) в 2:2 переведена «имейте одни мысли». Это повелительное наклонение, как и в большинстве наставлений Павла в 4:1–9. Христианин не может сказать: «Хочу — буду жить в согласии со своими братьями и сёстрами; хочу — нет». Это нам повеление от Бога!
Иногда христиане думают, что до их размолвок «никому нет дела», — но проблема в общине касается всех. Раздоры не только вредят тем, кто в них вовлечён; они также создают плохое впечатление о церкви у посторонних (см. 1 Кор. 1:13) и отталкивают неверующих (см. Ин. 17:21, 23). Господь хочет, чтобы мы жили в мире друг с другом (см. Мк. 9:50). «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» (Пс. 132:1). Господу ненавистен «сеющий раздор между братьями» (Прит. 6:19).
Он напомнил им — уместно
Павел напомнил обеим женщинам, что они «в Господе» (см. Восстановительный Перевод, Славянское Евангельское Общество, Слово Жизни). Фраза «в Господе» (или её эквивалент) была у апостола любимой (см. Фил. 4:1, 2, 4). Еводия и Синтихия «крестились во Христа» (Рим. 6:3; см. Гал. 3:27). «Во Христе Иисусе» они были детьми Божьими (см. Гал. 3:26). «Во Христе» они были благословлены «всяким духовным благословением» (Еф. 1:3). «Во Христе Иисусе» они были окружены «любовью Божией» (Рим. 8:39). Для нашего урока самое главное то, что «во Христе» они были «одно тело» (Рим. 12:5). Поэтому они должны были быть «одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). То, что они были «во Христе», давало им общую почву для встреч. Стоя, как бы сказать, у основания креста и глядя вверх, в лицо Того, кто умер за них, они должны были соединить руки в прославлении Господа, а не смотреть враждебно друг на друга!
Он оказал помощь — квалифицированно
Христиане должны стараться сами преодолевать разногласия, но иногда, чтобы разрешить конфликт, им нужна помощь. Очевидно, Павел считал, что с Еводией и Синтихией был как раз такой случай. Он не пытался уладить их проблемы из Рима. Он попросил надёжного друга в Филиппах поработать с ними: «Да, прошу тебя, искренний сотрудник, помогай им» (ст. 3). Слово, переведённое «сотрудник» (греч. сидзиге), состоит из основы дзигос («ярмо») и предлога син («с»). Буквально оно означает «впряжённый в одно ярмо с…». Даются также переводы «соработник» (Славянское Евангельское Общество) и «соратник» (Современный Перевод).
Много времени и бумаги потрачено на догадки о том, кто этот «сотрудник». Некоторые даже соединяют син и дзигос в одно имя собственное — Синдзигос. Высказывается также предположение, что Павел использует игру слов, как в письме к Филимону (ст. 11). В таком случае Павел как бы говорит: «Синдзигос, будь достоин своего имени». Однако это имя не встречается нигде в древней литературе. То, что Павел не назвал своего друга, может показаться немного странным, но это не единственный случай, когда апостол не называет по имени ключевые фигуры (см. 2 Кор. 8:18, 23). Алек Мотьер высказывает интересную мысль: «Искренний сотрудник остаётся анонимным», чтобы «тут… мы могли вставить свои имена», показывая этим, что мы должны быть «всегда начеку, дабы вовремя распознать и затем и излечить раковую опухоль разобщённости церкви».
Мы не знаем, кто этот человек, но он, несомненно, имел опыт в таких делах. Теперь Павел надеется, что он внесёт согласие в эту ситуацию. Скажите: что может быть труднее и важней?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Этот урок учит многим важным истинам. Я надеюсь, что вы запомните хотя бы следующие четыре:
• Господь хочет, чтобы Его народ жил сообща и в согласии.
• К сожалению, поскольку церковь составлена из людей, разногласия неизбежны. В одном мультфильме герой говорит: «Я люблю человечество, вот только людей терпеть не могу». Эти слова можно видоизменить применительно к церкви: «Я люблю братство, только вот братьев терпеть не могу». Иногда даже хорошие христиане не ладят с другими так, как положено.
• Когда разногласие всё же возникает, есть правильный и неправильный пути его устранения. Любовь, терпение и бескорыстие должны присутствовать во всём, что мы говорим и что делаем.
• Проблема между двумя членами церкви должна волновать всех членов этой общины. Мы должны стараться быть миротворцами (Мф. 5:9).