В прошлом я 5 лет работал с детьми и взрослыми с особенностями развития: от тяжёлых и множественных нарушений (когда у одного ребенка сразу несколько тяжёлых нарушений развития) до небольшой задержки развития.
Никогда не планировал работать в этой сфере, но проходил практику на 5 курсе и остался работать в том же месте после окончания университета.
Я был специалистом по альтернативной коммуникации. То есть учил говорить тех, кто не может говорить. Но не с помощью речи, а с помощью карточек и жестов.
К примеру, ребенок хочет пить, но не может сказать это. И в будущем не сможет. Как и понять речь другого человека, т.к. речь - очень сложная форма общения. Картинки же гораздо понятнее. Намного легче связать фотографию сока на пластиковой карточке с реальным соком. И я учил детей и взрослых говорить с их помощью. Либо с помощью специальных упрощённых жестов.
Кроме альтернативной коммуникации я занимался социализацией людей с особенностями.
Мы постоянно ходили с подопечными в общественные места, чтобы учить их:
- ходить в магазин, совершать покупки;
- находиться в многолюдных местах;
- ходить в кафе, рестораны, парки, боулинг, выставки, музеи и просто в город. Куда угодно, где есть люди и правила;
- понимать правила поведения (с помощью тех же картинок);
- помогали им сориентироваться, что происходит, получить опыт взаимодействия со средой;
- и многое другое.
Также помогал с развитием навыком повседневной жизни дома, чтобы дети были более самостоятельными и автономными, участвовали в домашних делах.
Через эту работу начал вести индивидуальную и групповую психологическую работу с родителями детей с особенностями. Сначала с родителями, чьи дети посещали центр, потом и с другими. Сейчас по этому проекту обращаются родители со всей России и из других стран (русскоговорящие). Опыт работы с детьми, жизни с ними в выездных лагерях и знание специальных фондов очень помогают в работе с родителями.
Я уже не работаю с детьми с особенностями, но продолжаю вести проект помощи их родителям в рамках того же центра.