Маркетплейсы демонстрируют поистине стремительные темпы развития. За последние несколько лет они не только перетянули на себя большую часть одеяла электронной коммерции, но и до неузнаваемости изменили сам облик онлайн-продаж.
Но что ждет эти площадки в будущем? В этой статье мы попробуем порассуждать на эту тему.
История развития маркетплейсов
Прежде чем посмотреть вперед, имеет смысл оглянуться назад. Первым маркетплейсом в мире стал Amazon. Открылся он в 1994 году. Поначалу на площадке продавались книги, кассеты и прочая мелочь. Но ассортимент активно расширялся, а число клиентов росло.
В 1998 году в России начал работать созвучный с американским родоначальником жанра Ozon. Он развивался не так стремительно, но своих покупателей все же нашёл.
В 1999 году в Китае родилась Alibaba. Компания выбрала иной путь. Площадка сделала упор на оптовые продажи для мелких и средних предпринимателей.
В 2010 году под крылом Alibaba был основан всем известный AliExpress. Компания занималась розничными продажами товаров китайских производителей в другие страны.
Наше время
Если раньше маркетплейсы были просто посредниками между продавцами и покупателями, то сейчас это уже целые "экосистемы", предлагающие все больший функционал для удобства пользователя.
Поэтому логично предположить, что в будущем маркетплейсы устроят друг другу самую настоящую "гонку вооружений", стараясь обогнать конкурентов как по количеству, так и по полезности доступных для клиента возможностей.
Взять хотя бы виртуальную реальность. Возможность просмотра 3D-модели товара в его карточке только-только начала появляться за рубежом, а в России эту технологию уже вовсю пробует Яндекс. Маркет. И если она сможет хорошо себя зарекомендовать, то и другие маркетплейсы довольно быстро возьмут эту фишку себе на вооружение.
Полная интеграция в жизнедеятельность
Поскольку маркетплейсы пользуются огромной популярностью, не вызывает ни малейшего удивления их стремление занять свое место и в других сферах жизни общества.
Та же недвижимость в будущем, скорее всего, просто станет еще одной вкладкой на главной странице маркетплейса. Разумеется, с калькулятором процентов по ипотеке и выгодными предложениями от банков.
Поиск работы и сотрудников уже ведется на досках объявлений, таких как Авито. Что мешает добавить аналогичный контент и на Wildberries?
Также вполне вероятна интеграция в структуру маркетплейсов непрофильных сервисов. Если аудитория приложения исчисляется сотнями тысяч и миллионами человек, то вполне логично будет им предложить помимо совершения покупок сервис заказа такси или доставки еды.
Заключение
Популярность маркетплейсов была в свое время обусловлена удачной реализацией принципа "все в одном месте". В ближайшем будущем маркетплейсы могут выбрать для себя путь развития, предполагающий дальнейшее развитие этого принципа, вплоть до превращения маркетплейсы в суперсервисы, удовлетворяющие если не все потребности современного человека, то многие.
Хорошо это или плохо? Трудно сказать. Однако это не отменяет необходимости отслеживать нововведения на маркетплейсах и вовремя начинать использовать их в своих целях.
Желаем успехов!