Найти тему
Балканист

Стамбульский военный музей: вперед — к тюркской империи!

Привычка воспринимать Турцию как курортное направление с классическим all inclusive отвлекает от серьезных процессов в этой стране, относящейся к крупнейшим экономикам мира и обладающей самой многочисленной (после США) армией в блоке НАТО.

Для современной Турции янычары — это один из туристических брендов
Для современной Турции янычары — это один из туристических брендов

Тем интереснее, будучи туристом, знакомиться с тем, как в Турции рассказывают о собственной истории. Самый простой способ — отправиться в военный музей в Стамбуле. Пожалуй, что по богатству фондов он занимает не последнее место среди мировых музеев аналогичного профиля. Однако даже большинство стамбульцев, видимо, не знают о его существовании.

Памятник независимости на Площади Таксим
Памятник независимости на Площади Таксим

Даже полностью экипированные полицейские с удивлением смотрели на туристическую карту, где Военный музей был совсем рядом с площадью Таксим и памятником Независимости. С помощью карты на планшете мне все же помогли проложить маршрут, пролегавший через живописный парк, но выводящий не к парадному входу в музей, а к его задворкам.

Задворки Военного музея
Задворки Военного музея

Помимо экспозиции пушек, здесь есть сквер с бюстами создателей великих империй, в состав которых в разное время входили территории современной Турции.

Начинается эта галерея не с персидских царей, Александра Македонского или римских императоров, а с такого персонажа, как Аттила, прозванного в Европе «Бич Божий». Ряд продолжается Сельджуком (основатель Сельджукского государства), Бату-ханом (Батыем), Тамерланом, Османом. Завершается он Кемалем Ататюрком, который построил не обновленный вариант Османской империи, а турецкое национальное государство с республиканской формой правления западного типа (хотя и корректируемой военными переворотами).

Создатели империй — Сельджук и Бату-хан
Создатели империй — Сельджук и Бату-хан

Галерея бюстов наглядно представляет идеологию, которую продвигает нынешнее турецкое руководство. Упрощенно ее можно определить как турецкий вариант национал-патриотизма с сильным религиозным уклоном.

Последний весьма важен, поскольку Ататюрк всегда подчеркивал светский характер построенного им государства, гарантом которого выступала армия.

Мемориальный зал Ататюрка в Военном музее
Мемориальный зал Ататюрка в Военном музее

Реджеп Тайип Эрдоган оказался единственным турецким лидером, сумевшим еще в 2016 году, в период своего премьерства, пресечь попытку военного переворота и провести чистку армии от потенциальных противников. То, что он ратует за традиционные исламские ценности, дает оппонентам возможность обвинять его в «отказе от наследия Ататюрка». Эрдоган, разумеется, эти обвинения отрицает. Ататюрк в современной Турции по-прежнему присутствует везде. В Военном музее ему (а не только событиям, в которых он участвовал) отведен отдельный мемориальный зал, который будет побольше любых ленинских залов в советских музеях. Но и исламский тренд в официальной турецкой идеологии набирает популярность. Об этом свидетельствует и превращение Храма святой Софии из музея в мечеть, и создание другого музея — истории исламской науки и технологий (расположен в парке Гюльхане, одном из любимых мест отдыха стамбульцев).

Музей истории православной или католической науки и технологии представить себе сложно. Хотя, надо признать, в исламском мире тех, кто утверждал, что Земля — круглая, гонениям не подвергали.

Глобус перед входом в Музей истории исламской науки и технологий
Глобус перед входом в Музей истории исламской науки и технологий

Однако вернемся к Военному музею. Расположен он в едином комплексе с военно-учебными заведениями, так что люди в форме снуют здесь постоянно.

Танк Т-26
Танк Т-26

Военная техника представлена армейскими самолетом и вертолетом начала XXI века, советским танком Т-26 (поставлялся в турецкую армию в начале 30-х) и парой старых орудий «времен очаковских и покорения Крыма».

Композиционным центром экспозиции служит огромная крупповская гаубица времен Первой мировой войны. Перед ней скульптура известного своей богатырской силой артиллериста, который на спине подтаскивал к пушке 270-килограммовые снаряды. В этом есть что-то символическое: Турция частенько своей кровью и своим хребтом обслуживала «передовые» европейские державы (что, собственно, Османскую империю и загубило).

Крупповская гаубица и силач-артиллерист
Крупповская гаубица и силач-артиллерист

Экспозиция самого музея вполне традиционна. Здесь почти нет интерактивных мультимедийных технологий. И это нормально, когда есть подлинные раритеты.

«Сюжет» экспозиции выстраивается по хронологическому принципу, с древнейших времен до современности. На важных в идеологическом плане моментах сделаны акценты. Античность проигнорирована почти полностью, повествование начинается с эпохи гуннов, с легкой руки записанных в предки тюркских народов.

Редкие образцы османского вооружения разных эпох
Редкие образцы османского вооружения разных эпох

Древние доспехи и клинки несут на себе следы былых битв в виде зазубрин и вмятин, а не ржавчины. Всевозможные образцы огнестрельного оружия заставляют восхищаться мастерством и фантазией восточных оружейников. Банальный кремневый пистолет или ружье «наворочены» по максимуму, чтобы врага можно было не только подстрелить, но еще и заколоть, а потом треснуть по черепу.

Подобное стремление к многофункциональности всегда выходило творцам и владельцам такого оружия боком: набор «три в одном» (пистолет, палица и клинок), как правило, менее эффективен и надежен, чем каждое оружие по отдельности.

Турецкий револьвер комбинированного типа
Турецкий револьвер комбинированного типа

Характерная для турок тяга к избыточности вообще часто уводила их не в ту сторону. Взяв за основу схему европейского револьвера, местные оружейники создавали нечто чрезмерно длинное или пузатое, крайне неудобное в использовании, но впечатляющее своими внешними формами.

Турецкое стрелковое оружие конца XIX — начала ХХ веков
Турецкое стрелковое оружие конца XIX — начала ХХ веков

На первом этаже центральное место отведено «золотому веку». Диорама «Взятие Константинополя» (1453) воспевает триумф ислама над «прогнившей» Византийской империей, а сложенная цепь, некогда перекрывавшая бухту Золотой Рог, видимо, еще и призвана подчеркнуть освобождение от некоего гнета.

Фрагмент диорамы «Взятие Константинополя»
Фрагмент диорамы «Взятие Константинополя»

Другая диорама — «Битва при Мохаче» (1526) — обозначает кульминацию турецкого продвижения в Европу.

Фрагмент диорамы «Битва при Мохаче»
Фрагмент диорамы «Битва при Мохаче»

А вот эпоха упадка, начавшаяся в конце XVII века, показана как-то лаконично и торопливо. Батальных картин здесь достаточно, но все они несколько аляповаты, без парадности Дмитриева-Оренбургского или скорбного реализма Верещагина. Впрочем, сюжеты любопытны. Например, картины, представляющие эпизоды русско-турецких войн, позволяют взглянуть на события с другой стороны фронта. Впрочем, русско-турецких сюжетов здесь немного по причинам вполне очевидным. Из одиннадцати войн турки выиграли только одну, правда, не считая Крымской и Первой мировой (в конечном счете проигранной ими), где никакой славы в боях против русских они тоже не снискали.

Картина с эпизодом русско-турецкой войны 1877-1878 годов
Картина с эпизодом русско-турецкой войны 1877-1878 годов

Основной же акцент сделан на реформах западного типа, затронувших и военную сферу. Один из залов заполнен фигурами сидящих за партами восковых кадетов, тянущих руки, чтобы ответить на вопрос преподавателя.

Здесь часто фотографируются посетители, которые подсаживаются рядом и тоже тянут вверх руки, вспоминая годы школьные, студенческие или курсантские.
Здесь часто фотографируются посетители, которые подсаживаются рядом и тоже тянут вверх руки, вспоминая годы школьные, студенческие или курсантские.

На втором этаже рассказывается о событиях XX века. В зале с диорамой «Оборона Галлиполи» звучит скорбная музыка, как бы призывающая отдать должное тем, кто пожертвовал жизнью за родную турецкую землю.

Фрагмент диорамы «Оборона «Галлиполи»
Фрагмент диорамы «Оборона «Галлиполи»

Один из залов увешан фотографиями с изуродованными трупами детей, женщин, стариков. Также изображенные на этих снимках звероподобные восточные люди — это, видимо, те, кто совершал зверства. Аналогичные по сюжету фото воспроизводятся в материалах и фильмах, рассказывающих о геноциде армян. Впрочем, из подписей следует, что речь идет как раз о противоположном.

Фото из зала, посвященного событиям в Западной Армении в 1915 году
Фото из зала, посвященного событиям в Западной Армении в 1915 году

Официальная точка зрения такова, что армяне подняли восстание в турецком тылу и, в ожидании русских, истребляли мирное турецкое население. «Террористов» пришлось ликвидировать, остальных — депортировать. Возможность некоторых «перегибов» допускается, но при этом подчеркивается, что речь идет лишь о самообороне с турецкой стороны.

Рубашка Талаат-паши
Рубашка Талаат-паши

Один из организаторов резни армян — министр внутренних дел Талаат-паша — был застрелен в Берлине в 1921 году армянским боевиком, который был оправдан судом, поскольку «действовал в состоянии аффекта». В одной из витрин лежит рубашка Талаат-паши.

Подробнее: Согомон Тейлирян: жизнь знаменитого армянского мстителя в Сербии

-20

Если говорить о событиях Первой мировой войны, то в экспозиции музея турки представлены страдальцами и жертвами. А вот война за независимость 1919-1923 годов подается как момент национального апофеоза. Несмотря на то, что бороться за независимость пришлось против гораздо меньшей по размерам Греции, боевые действия отличались масштабностью. Турция могла если и не исчезнуть полностью, то лишиться европейских территорий и стать меньше раза в два. Поэтому пафос посвященных этой войне залов понятен. Конечно, искать здесь объективное отражение темы геноцида измирских и понтийских греков здесь не стоит, ведь для турок война за независимость — то же, что для нас Гражданская и Великая Отечественная вместе взятые.

Еще один любопытный фрагмент экспозиции посвящен участию турецкого контингента в Корейской войне 1950-1953 гг. Разумеется здесь подчеркивается статус союзников американцев.

-21

Финальная часть экспозиции отчасти отводится борьбе против курдов и очень подробно рассказывает о противостоянии с греками из-за Кипра. События 1974 года представлены как «миротворческая операция», призванная спасти турецкое население Кипра чуть ли не от полного физического истребления. В качестве трофеев демонстрируются знамена с Георгием Победоносцем и Святым Николаем.

-22

Вот такое вполне предсказуемое, но, едва ли способное нас порадовать военно-патриотическое воспитание.

Осмотр коллекций целесообразно завершить к 15 часам, когда в музее выступает ансамбль «Мехтер» в традиционных янычарских костюмах, исполняющий военную музыку.

Выступление ансамбля «Мехтер»
Выступление ансамбля «Мехтер»

Теперь самое время вернуться к разбитому на задворках музея скверу, чтобы поговорить о посыле, который несут установленные бюсты.

Османская империя уравнивала турок, арабов и даже чернокожих африканцев, если они были мусульманами. Упомянутые же создатели империй сегодня позиционируются турецкими идеологами как пра-тюрки, тюрки и пост-тюрки. Получается, что национальное турецкое государство должно объединять все земли, где некогда обитали тюрки. Все эти земли можно отнести к условной тюркской цивилизации. Таким образом не любивший османских султанов Ататюрк оказался с ними в одной тюрко-исламской «команде».

Бюсты Османа и Ататюрка
Бюсты Османа и Ататюрка

Получается, что в территориальном плане турки замахнулись на империю побольше Османской. Чем такие амбиции в перспективе грозят соседям современной Турции, догадаться не сложно.

Это не обязательно означает, что имперские аппетиты Анкары будут неизбежно расти. Но держать в голове эту мысль и готовиться к такому развитию событий не помешает, пока рядом не зазвучали янычарские барабаны.

Дмитрий Митюрин