Найти в Дзене
Фото-профи

Nikon и скинтон

У меня давняя история отношений с камерами Nikon в плане передачи ими цвета кожи (скинтона). Не секрет, что данная проблема существует и беспокоит многих (достаточно посмотреть Интернет), но я расскажу именно свою историю.

Первой моей цифровой зеркальной камерой стала камера фирмы Sony. Эти камеры славятся своей цветопередачей, особенно учитывая тот факт, что моя камера имела СCD-матрицу. Но вскоре мне пришлось сменить систему в основном по двум причинам: шумность сониевской матрицы и отсутствие достаточного количества интересных объективов на вторичном рынке. Я выбрал Nikon D90.

Его цветопередача (в пане портретной фотографии) была несколько хуже, но в целом еще терпимой. Я немного поснимал на него, затем решил еще больше проапгрейдиться и взять фотоаппарат с более современной матрицей, как раз тогда вышел Nikon D7000. Я взял его и тут начался ад.

Я ничего не хочу сказать про цвет в целом или динамический диапазон матрицы семитысячного. Они отличные. Но передача цвета кожи... Это нечто. Причем, когда ты это не замечаешь, то проблем нет, но как только ты начинаешь лучше разбираться в фотографии, постпродакшене и понимать, что такое хороший цвет, ты начинаешь видеть этот характерный никоновский морковный оттенок повсюду. И проблема не в том, что его нельзя устранить. Можно. Проведя полчаса над изображением в фотошопе, можно. Вопрос в том, готовы ли вы потратить столько времени на каждую картинку?

В дальнейшем я снимал на другие системы и потом по ряду причин опять вернулся на Nikon, но уже на полный кадр (D700). История опять начала повторяться, потому что, несмотря на свою легендарность и неубиваемость, семисотка морально устарела и мне опять пришлось обратить внимание на современные полнокадровые камеры вроде D610 и D750. Учитывая, что у них матрица очень похожа по цветопередаче на матрицу семитысячного, весь процесс начался сначала.

Апологеты системы Nikon настаивают на использовании для проявки RAW-файлов родного софта и это отчасти решает проблему. Но только лишь отчасти. Так как даже в родном конвертере сложно получить правильный цвет кожи и потом все равно приходится лезть в Фотошоп. Кроме того, родные конвертеры, мягко говоря, не очень удобны при работе с большим числом фотографий. Не спасает дело в полной мере и использование профилей для старых камер в Лайтрум. Все это лишь снижает паразитный морковный оттенок кожи, но не устраняет его совсем.

Чтобы убедиться в том, что это не выдумки, достаточно снять в одинаковых световых условиях, с одинаковой оптикой и с одинаковыми настройками кадр, скажем, с помощью Nikon D7000 и с помощью Fujifilm S5 Pro, камеры, которая считается эталоном в плане скинтона. Поместите рядом эти фотографии и вы все поймете.

Таким образом, приходится констатировать тот факт, что современные камеры Nikon с CMOS-матрицей (включая кропнутые и полнокадровые модели) имеют серьезный недостаток в виде неправильной передачи цвета кожи. Это отчасти устранимо использованием при съемке света с правильной цветовой температурой и постобработкой, но полностью не корректируется. По крайней мере, я не знаю быстрого способа устранить данный недостаток.

Как можно решить проблему скинтона, если у вас камера Nikon?

  1. Избегайте любых паразитных оттенков на фотографии, особенно если они от осенней листвы или других оранжевых или желтых объектов.
  2. Следите за балансом белого и не пренебрегайте его ручной установкой (по серой карте или Кельвинам)
  3. Пользуйтесь родным софтом для обработки RAW-файлов. На мой взгляд, это не особо решает проблему скинтона, но часто такой совет дают пользователи Nikon.
  4. При проявке Lightroom или Adobe Camera Raw используйте профиль камеры D2Xmode1, D2Xmode2 или D2Xmode3 или аналогичные по названию.
  5. Для проявке RAW-файлов используйте редактор, который имеет широкие возможности для коррекции скинтона (например, Capture One Pro)

Если вы знаете еще способы, как избежать неприятного скинтона у никоновских камер, поделитесь ими в комментариях.

Приглашаю вас в свой Телеграм-канал. Этот канал посвящён фотографии. Там вы сможете найти для себя много полезного: статьи, методики, техники обработки и все, что представляет интерес как для фотографов, так и для любителей фотографии.

Всем удачи и отличных фотографий!