Наверное, как только человек впервые задумался и осознал себя в мире, он перестал быть просто животным. И, наверное, именно в этот момент он начал творить.
На стенах пещер застывали в веках изображения, созданные руками первых художников, из камней первые скульпторы вырезали фигурки людей и животных.
А первые учёные - создавали мифы. Так они объясняли мир и своё место в нём, эти первобытные философы, биологи, астрономы, физики, историки и богословы. Все зачатки будущих наук вышли из первобытного мифа.
Миф прост, символичен и эмоционален, но он уже содержит в себе ту самую тягу к логике и классификации, которая через века будет толкать вперёд Ньютона, Эйнштейна, Кюри, Циолковского и всех тех, кто так же вносил свой вклад в мировую науку.
А первый вклад, ничем не меньший, внёс тот самый первобытный охотник, который впервые попытался понять, как и почему всё устроено.
Изначально человек не отделял себя от окружающего мира, поэтому и родился миф из самой природы.
Страх перед дикими зверями, непонимание причин болезней, рождения и смерти, отсутствие знаний о причине смены дня и ночи, сезонов, и страстное желание объяснить себе всё это, найти опору этом в безумном мире заставили искать ответы.
По всей вероятности, первые мифы имели характер охотничьих рассказов. В воображении первобытного охотника и рыболова каждый лес и каждый водоем получили своего «хозяина», от благосклонности которого зависел успех охоты и рыбной ловли. Это мог быть медведь, лось или рыба. Сюжетами первых мифов могли служить описания встречи с таким «хозяином». Так можно было найти для себя первые ответы на вопросы о том, как сделать охоту более удачной, и как избежать гнева хозяина леса.
Нельзя забывать и то, что людям свойственно и приукрасить, и приврать, а значит, скорее всего, каждый рассказчик старался сделать свое повествование более впечатляющим и образным, вводил в него живописные сравнения, которые могли превратиться в органические части описываемого существа. Один сказал, что конь бежал так быстро, словно летел на крыльях, а через пару-тройку поколений конь уже был крылатым.
Примерно отсюда происходят и космогонические мифы о том, что мир был создан кем-то из животных. Например, у нивхов есть легенда о том, что сначала была одна вода, и только маленькая синичка всё ныряла и ныряла, и доставала со дна в клювике землю, и так постепенно достала всю сушу. Отсюда же растут корни у мифов о том, что мир покоится на черепахах, слонах, китах или рыбах.
Отсюда и тотемное сознание, когда каждое племя считало себя потомками определённого животного. Из этого обычно следовал запрет на поедание мяса этого животного (а иногда наоборот, ритуальное поедание). У северных народов это чаще всего был медведь, у тюрков - волк, у азиатов - тигр. Из этого мифа в некоторых слоях даже западного общества практически до самого ХХ века сохранялась вера в оборотней.
К тому же чтобы понять окружающий мир, древний человек использовать только уже имеющиеся знания, а знал он в сущности только самого себя, и то еле-еле. Он мог от более или менее известного (своё "я") постепенно идти к неизвестному (окружающему миру), и переносить на него собственные признаки (одушевленность, разумность, волю, черты характера, активность, голод, жажду, желания).
Все эти признаки сохранялись ещё у первых духов и богов, которые могли испытывать такие чувства как зависть, злость, обида, жажда власти. В Библии сказано, что бог создал человека по своему образу и подобию, но и человек создал бога по своему подобию. А с течением времени бог постепенно всё больше обезличивался и отдалялся от человека, становился совершенным.
Может быть, этот образ постепенно приближается к тому, чем и является истинный высший разум. Но сколько ещё нужно тысяч лет, чтобы и правда понять его.
Для наглядности можно классифицировать мифологические представления таким образом:
- появление первых идей о том, что окружающие предметы и животные наделены своей волей, похожей на волю человека (анимизм)
- постепенная эволюция от почитания предметов к почитанию духов предметов, а также превращение просто животных в священных, тотемических или наоборот злых духов, у предметов и животных теперь не только воля, но и волшебная сила (фетишизм)
- очеловечивание этих животных (появление существ вроде фавна или пегаса, у которых одна часть ещё животная, а другая - человеческая). От этого этапа у нас всё ещё остались черти (с козлиными рожками) и ангелы (с птичьими крыльями)
- превращение духов в богов (промежуточная стадия - египетские боги с головами животных)
- полностью человекоподобные боги (древнегреческие, древнегерманские, славянские и другие).
Читать подробно:
- Леви Брюль "Первобытное мышление", "Первобытная мифология"
- Леви Стросс "Тотемизм сегодня. Неприрученная мысль"
- Мелетинский "От мифа к литературе"
- Штернберг "Первобытная религия в свете этнографии"
- Иванова-Казас "Животные в мифологии"