Найти в Дзене

Использование модели S.P.A.C.E. для проверки устойчивости бизнеса

Каждый владелец бизнеса думает, как сделать проект успешным и ищет новые возможности для реализации своих идей. Наверняка, прочитано немало книг на эту тему и пересмотрено множество роликов на YouTube, моя статья отправится в копилку тех предпринимателей, которые хотят понимать, правильно ли движется их бизнес и на что обратить внимание при развитии. Именно поэтому мы поговорим о бизнес-модели S.P.A.C.E., которую может применить любой бизнес независимо от рода деятельности и масштаба.

Модель Business Growth Space
Модель Business Growth Space

S.P.A.C.E. - это модель, которая отражает баланс бизнеса и позволяет избежать перекосов в ту или иную сторону. Она включает в себя 5 основных понятий — Supplier, Product, Average, Customer, Evaluation. Они делят круг на сектора. Это и есть S.P.A.C.E (пространство), в котором летает бизнес.

Supplier — это вы как поставщик продукта. Ближе к центру — типаж поставщика эксперт (прежде чем купить, покупатель долго готовится, но много платит, специалистов мало и т.д.). В середине — профессионал (покупатель пришел, посоветовался, попробовал, наблюдается, полегчало). На внешней орбите — специалист (пришел, ознакомился с краткой инструкцией, купил, принял лекарство, полегчало).

Product — это ваш продукт. В центре круга — сложносоставной продукт, например, кухни по индивидуальному заказу. В середине сектора — смартфоны (купил, настроил, изучил инструкцию, пользуешься). На внешней орбите — купил продукт, поставил и получаешь профит.

Average — средняя стоимость продукта. От самой высокой в центре круга до доступной большинству потребителей на внешней орбите.

Customer — количество потенциальных покупателей. Если их ограниченное количество, то ваша точка ускорения находится ближе к центру. И наоборот - если ваш продукт нужен широкому кругу потребителей (массовый рынок), то вы ближе к внешней орбите.

Evaluation — принятие решения о покупке. Решение в центральной части сектора принимается коллегиально, часто в несколько промежуточных этапов. В середине сектора решения принимаются по совету с друзьями или коллегами. На внешней орбите решения принимаются спонтанно: захотел — купил.