Здравствуй, читатель. Если вы хотите развивать своего ребенка, на моем канале вы найдете для этого множество игр и советов, поэтому стоит ПОДПИСАТЬСЯ на мой канал:)
Речь - это не просто способ общения и коммуникации, это высшая психическая функция, которая наряду с остальными высшими психическими функциями развивается поэтапно. И если у ребенка на каком-то этапе возникает нарушение, то и соответственно речь ребенка не развивается в полной мере, а в некоторых случаях ее вовсе нет.
К кому обращаются родители если ребенок не говорит? В первую очередь к неврологу.
"Не говорит? В три года? Да ничего страшного! Немым не останется!" - и после этой фразы и гордой записи в заключении ЗПРР (задержка психо-речевого развития) или ЗРР (задержка речевого развития) отправляют родителей и ребенка к логопеду, дефектологу.
И вот именно там чаще всего родители ищут ту волшебную кнопку, которая называется "запуск речи". А это практически как ракету в космос запустить, только наши космонавты оказываются не подготовлены.
Диагнозы ЗПРР и ЗРР очень абстрактны. Представьте, что у вас болит нога, вы пришли к травматологу, он вас выслушал и в заключении написал "Боль в ноге". Ну и прописал, что-нибудь успокаивающее, чтобы не нервничать по поводу этой боли. Вам стало легче? Не думаю.
Вот точно так же и с ребенком получается. Когда родители неговорящего трехлетнего малыша приходят к врачу, они и без него знают, что это задержка речевого развития, тут, как говорится, и к бабке не ходи. Важна этиология данного нарушения, и тут может быть множество причин. И только зная причину, можно запустить механизм развития речи.
Почему же ребенок может не говорить?
Итак, если мы пойдем изнутри, то говорить нам помогает мозг, а именно его некоторые части: кора головного мозга, подкорковые структуры, мозжечок, продолговатый мозг и мост мозга.
Итак, получается, что не говорить можно совершенно по-разному, в зависимости от того, какое повреждение происходит. И вот несколько вариантов:
Если нарушение происходит на уровне коры головного мозга, то речь нарушается в первую очередь от того, что страдает восприятие и понимание окружающей речи, об этом можно прочитать здесь.
Если нарушение происходит на уровне подкорковых структур, то у ребенка происходит дискоординация речевых движений. Ребенку трудно поддерживать темп речи, ее плавность.
Примерно, такая же ситуация происходит, если нарушение в области мозжечка, однако тут добавляется слабость артикуляционных мышц. При этом ребенку трудно контролировать поток звуков. Он может выкрикнуть первый звук и прошептать последующий. Речь в этом случае, даже если и есть, то очень невнятная.
Если у ребенка происходит повреждение на уровне периферических двигательных нейронов, то происходит парез или паралич артикуляционных мышц. И тут, вроде ребенок хочет говорить, но мышцы слишком слабы, для того, чтобы правильно воспроизводить звук.
Как становится видно, не говорить можно по совершенно разным причинам, соответственно и коррекция данных нарушений будет разная.
А если всем ставить просто ЗРР и прописывать одно и тоже? Как думаете, сколько детей достигнет результата?
А Ваш логопед, конечно же, приложит все усилия, для того, что бы ваше чадо заговорило, но насколько проще ему было бы работать, если бы пришел полностью обследованный ребенок,у которого в диагнозе значилось четкий диагноз. А еще бывает так, что прежде чем прийти к логопеду на запуск речи, ребенку необходимо пройти других коррекционных педагогов, но это уже совсем другая история:)
Спасибо, что дочитали! Делитесь своими историями в комментариях!
Другие мои статьи:
СДВГ. Подробно и по полочкам о диагнозе
1 блок мозга (энергетический). Функции, нарушения, коррекция
2 блок мозга (прием, переработка и хранение информации). Функции, нарушения, коррекция.
3 блок мозга (программирование, контроль и регуляция). Функции, нарушения, коррекция
#дети #развитие ребенка #обучение ребенка #нейропсихология #дефектология