Хасан придерживался того же пути в отношениях с Муавией, что и его отец. Еще при жизни Али проявлял особое внимание и интерес к своему сыну. Он очень плотно занимался его воспитанием. Ибн Касир так описывает это поведение: «Отец оказывал ему (то есть Хасану) особое внимание, и он очень ценил его, возвышал его»[1].
Хасан придерживался тех же методов борьбы с Муавией, что и его отец. Самая главная тактика Али в вопросе войны была заключена в следующем принципе: «Никого не зови на войну, если же кто-то позовет тебя на войну, то прими предложение. Потому что война это тлеющая агрессия. Разрушение агрессии неизбежно».
Али не был сторонником войны без большой необходимости. Если мы изучим войны, которые вел Али на протяжении всей жизни - Верблюжая битва, битва при Сиффине, при Нахраване, то увидим, что он многократно отправлял к противникам послов с предложениями о мире. Али начинал войну только в случае, если были закрыты все двери.
Однако Муавия и его окружение подобно тому, как в прошлом не стало присягать Али, так не присягнули Хасану, несмотря на то, что он был избранным халифом. Мы видим, что для них не было никакой пользы от писем с наставлениями Хасана.
Сообщается, что после мученической смерти Али, Муавия перестал вспоминать про свое требование об отмщении за кровь Османа, которое он озвучивал все время правление халифа Али. Это перестало быть актуальным.
Вот, что об этом пишет Али Йасин: «...Теперь Муавия был против имама Хасана, то есть против человека, который в день убийства Османа стоял у дверей его дома и защищал его, против человека, который испачкался в крови (это подтверждают все историки)». Тактаки о том, как Хасан защищал Османа пишет следующее: «...Он бился бесстрашно, чтобы защитить Османа. До такой степени, что даже сам Осман пытался ему воспрепятствовать. Но он продолжал биться, бросаясь в самые опасные места. Все это происходило на фоне того, как Османа бросили его люди и даже его родственники...»
(Более подробно об этом можно прочитать в книге "Китаб-у Аййам'л Хусейн" Абдуллаха Аили).
В другом письме Муавии, которое он написал имаму говорилось следующее:
«...Бойся попасть в руки нечестивцев и негодяев и не надейся смягчить нас. Знай, что после меня правом на халифат обладаешь ты. Потому что ты самый достойный этого...»[2].
В первый период своего халифата Хасан не думал о войне, несмотря на то, что его сторонники ожидали ее с нетерпением. Потому что Хасан, как и его отец имам Али рассматривали войну лишь как вынужденное средство. Однако правдой было и то, что Муавия и его окружение было решительно настроены не присягать ему.
Отсюда мы ясно видим, что главным намерением Муавии в борьбе с Али было не требование отомстить за пролитую кровь Османа, а должность халифа. Этому доказательство, как говорилось выше, замалчивание убийства Османа после кончины Али. Муавия отказался присягать халифу Хасану, единодушно избранному мусульманами и ценой своей жизни защищавшего Османа. Он восстал против этого авторитетного человека.
ПРИКАЗ ХАСАНА О НАЧАЛЕ ВОЙНЫ
Муавия, которые категорически выступил против присяги новоизбранному халифу Хасану, приступил к приготовлению для нападения на Ирак.
«Муавия объявил о всеобщей мобилизации среди всех племен и сборе армии. Он разослал во все подконтрольные области письма со следующим текстом: «Как только вы получите это письмо, то сразу же со всеми припасами выдвигайтесь ко мне»[3].
Несмотря на все наставления Хасана, Муавия был одержим идеей расширить подконтрольную территорию, он продвинулся вглубь Ирака, до местности Джисри Манбиджа. Потому что мученическая смерть Али была прекрасной возможностью для Муавии. По этой причине вместо присяги Хасану, он принял собирать силы против него.
Эти события, по сообщению Йакуби, произошли на 18-й день мученической смерти Али[4].
С другой стороны, в письмах Муавии наместникам сообщалось, что куфийцы попросили у него гарантировать им и их окружению безопасность.
Согласно труду «Предводители истинного пути», «если эти сообщения были верны, то это было первое предательство со стороны куфийцев в отношении имама Хасана»[5].
В одной части официального послания Муавии, отосланного всем наместникам, говорилось следующее:
«... Итак! Хвала Аллаху, который воздал по достоинству вашим врагам и убийцам вашего халифа и наделил вас помощью и уничтожил их.
Всевышний Аллах своей милостью отправил одного из рабов к Али бин Абу Талибу. Этот раб организовал покушение и убил его. После этих событий среди его сторонников произошел раскол и оставил их в раздоре. К нам пришли письма от их предводителей и лидеров, в которых они просят гарантировать им и их племенам безопасность. Как только это письмо дойдет до вас, то приложите все усилия, направляйтесь ко мне с войсками и всеми припасами. Хвала, что теперь вы отомщены. Достигли своей цели. Аллах уничтожил агрессоров и поправших наши права»[6].
Наместники, получившие это письмо Муавии, призвали людей к войне с имамом Хасаном. В короткое время к Муавие присоединилось огромное войско. Муавия повел их в сторону Ирака. И армию он возглавил сам. В качестве своего представителя в Сирии он оставил Даххака бин Кайса аль-Фахри. Численность присоединившейся к нему армии составила 60 тысяч человек. Под руководством Муавии армия перешла пустыню. И сделала привал, достигнув моста у Манбича. И принялся за приведение в порядок своих дел...»[7]
Здесь Хасан понял, что война неизбежна и отдал приказ готовиться к войне. Он объявил джихад Муавии так хотевшему войны. Он послал Худжра бин Адийу к своим наместникам и людям с приказом готовиться к походу. Кто-то из людей призвал всех идти на коллективную молитву. Хасан сказал человеку, который прокричал это: «Когда людям будет удобно собраться, сообщи мне». Через короткое время Саид бин Кайс аль-Хамдани пришел к имаму и сказал: «Выходи к общине». Имам вышел из дома и поднялся на минбар. После слов похвалы и восхваления Аллаха он сказал следующее: «И так! Всевышний Аллах сделал обязательным джихад для своих рабов. И он назвал его «дело, которое не хотят совершать». Затем Он сказал верующим, собравшимся на джихад, «проявите терпение, несомненно Аллах вместе с терпеливыми»[8].
О, люди! Пока вы не проявите терпение к вещам, которые вам не нравятся, вы не сможете получить желаемое. Согласно полученной мной вести, Муавия узнал, что мы собрались выступить против него, и поэтому он двинулся в путь. Пусть милость Аллаха будет на нас. Выступайте в наш лагерь в Нухайле».
Как сообщается в источниках, община ответила молчанием на этот призыв имама и никто не произнес ни слова[9].
Историки так описывают эти события: «На этом все замолчали. Не раздалось ни звука, никто не ответил Хасану»[10].
Таким образом, куфийцы показали свое двуличие по отношению к внуку Пророка. В это время вскочил близкий сподвижник Хасана и Ахли Бейта Адийй бин Хатам: «Я - сын Хатама. Аллах пречист, это поразительно! Что за позор! Вы не отвечаете вашему имаму, сыну дочери Посланника Аллаха? Ваши языки во время довольства словно тапки (острые как мечи), когда же дело касается серьезных вещей, вы словно пронырливые лисы, метающиеся из стороны в сторону (пытающие хитрить и вилять)! Где эти египетские проповедники? Вы не боитесь наказания Аллаха? Вы не думаете о позоре и стыде из-за вашего поведения?»
Затем он повернулся к имаму Хасану и сказал ему следующее: «Пусть Аллах направит тебя на истинный путь. Пусть Он бережет меня от нежелательных поступков. Пусть Аллах даст тебе успех и благих результатов при выходе и возвращении. Мы услышали твою речь. Мы подчинились твоему приказу. Мы услышали тебя. И мы подчинились тебе в твоих словах и взглядах. Сейчас мое лицо повернуто в сторону нашего лагеря. Я еду туда. Кто хочет присоединиться ко мне, пусть следует за мной...»
После того, как Адийй произнес эти слова, он снова встал и пошел. Он вышел из мечети. У входа стояло его верховое животное. Он оседлал его и отправился в сторону Нухайла. Он приказал слуге привезти все необходимые ему вещи. Таким образом, Адийй бин Хатам стал первым воином, откликнувшимся на призыв среди людей»[11].
В это время вскочили Кайс бин Са'д бин Убада аль-Ансари, Ма'кил бин Кайс ар-Рийахи и Зийад бин Са'саа ат-Тайми. Они стали ругать, осуждать людей и призвали их принять участие в войне. И подобно Адиййи бин Хатаму выразили свою поддержку имаму Хасану и слова согласия.
Имам же в ответ им сказал следующее: «Пусть на вас будет милость Аллаха. Вы сказали все правильно. Я и так знал вас как людей преданных, отзывчивых, питающих искреннюю любовь, с добрыми намерениями. Пусть Аллах отблагодарит вас добром»[12].
В «Тарих-и Йакуби» эти события описываются так:
«Люди собрались в большой мечети Куфы. Имам Хасан поднялся на минбар и после слов благословения и благодарности Аллаху сказал следующее:
«Несомненно Аллах сделал обязательным джихад для людей и дал определение ему как «трудность». Затем Он обратился к участникам джихада со словами «проявляйте стойкость, Аллах вместе со стойкими».
О, люди! Пока вы не проявите терпение и стойкость по отношению к нелюбимым вещам, не достигнете вещей, которые вы полюбили. После того, как Муавия узнал о том, что мы приняли решение воевать с ним, то я услышал, что он вышел в путь. В таком случае вы идите в наш лагерь в Нухайле (Нухайл - это место, расположенное в стороне Сирии, вблизи Куфы). Давайте с учетом мнений и взглядов каждого придем к единому решению. Пусть на нас будет милость Аллаха».
Статья подготовлена используя переводы трудов Проф. Др. Хайдара Баша об Ахли Бейт.
[1] Ибн Касир, т. 8, с. 36, 37
[2] Шарх-у Наджху’л Балага, Ибн Аби’л Хадид, т. 4, с. 13, 10
[3] Шарх-у Нахджу’л Балага, Ибн Аби’л Хадид, т. 4, с. 13
[4] Тарих-и Йакуби, т. 2, с. 191
[5] Предводители истинного пути, с. 164
[6] Макатилу’т-Талибийин, с. 38, 39
[7] Хайату’л Имам Хасан, т. 2, с. 71
[8] Сулх-у Имам’л Хасан, с. 65
[9] Айану’ш-Шиа, т. 4, с. 19
[10] Рази Али Йасин, Мир достопочтенного Хасана, с. 120
[11] Айану’ш-Шиа, т. 4, с. 19, 20
[12] Айану’ш-Шиа, т. 4, с. 29