В этом году образовательный центр LGEG запустил масштабное исследование, посвященное анализу влияния мотивации на процесс обучения. В исследовании приняли участие 225 детей в возрасте 9-13 лет из всех учебных смен проекта. Исследование все еще находится в активной стадии, но уже сегодня мы готовы поделиться первыми результатами.
Познавательная мотивация
Это стремление человека к открытию новых знаний, и получения удовлетворения от самого процесса. Проанализировав данные, выяснилось, что группы D3-E1 (9–10(11) лет) имеют более высокий уровень познавательной мотивации, чем группы Е2-Е3 (11–12(13) лет). (см. график). В возрасте 9-10 познавательная мотивация преобладает, затем происходит постепенный спад, особенно заметный в предподростковом или подростковом возрасте, когда доминантой становится потребность в социализации – ребенок предпочитает обучаться через коммуникацию и взаимодействие.
Интроецированная мотивация
Под интроецированной, или внутренней, мотивацией, понимается побуждение к учебе, обусловленное чувством долга перед самим собой и другими людьми. Оказалось, что дети в возрасте 9–10–11 лет испытывают стыд: стыдно учиться плохо, стыдно не выполнять задания и так далее. В то же время корреляция в группе 11–12–13 лет снижается: это объясняется началом так называемого «подросткового бунта», который выражается в освобождении от угрызений совести и перехода к другим доминирующим мотивам.
Экстернальная мотивация
Экстремальная, или внешняя, мотивация описывает ситуации, когда действие совершается ради того, чтобы достичь цель и получить вознаграждение со стороны других. Показатели графика для детей всех возрастов колеблются в нижнем пороге, а это значит, что одобрение окружения — самая слабая мотивация из всех, она не заставляет детей заниматься в полную меру.
Мотивации достижения
«Насколько мне хочется решать различные проблемные задания, добираться до истины, достигать успеха?» – исходя из данных графика мотивация познания и мотивация достижения связаны друг с другом. Если понижается один компонент, второй неизменно идет вниз. Однако данная гипотеза требует более детального исследования и доказательства.
Эмоциональная мотивация
Одна из самых сильных мотиваций на протяжении всего периода обучения у детей всех возрастов. Она включает в себя создание комфортной обстановки, желание находиться в коллективе, установление контакта с учителем, подачу материала в интересной для ребенка форме.
Вывод
Результаты исследований помогают центру LGEG сделать процесс обучения ещё более эффективным – так, например, недавно мы запустили отдельный подростковый проект, в котором акцент сделан на тесное общение с тьюторами и одногруппниками.