Кто-то вспомнит всякие анекдоты по этому поводу, а кто-то обратит внимание на халяльно-кошерные параллели. Но речь не об этом, я всё о прошлом: о татарах и евреях царских времен. Вернее, о мусульманах и иудеях Российской империи.
Для православно-самодержавного государства и мусульмане, и иудеи оставались иноверцами, поэтому очень часто в российских законодательных актах той поры они могли фигурировать вместе. Например, если попадали под какие-то запреты.
Выборы, выборы...
Как известно, в царской России депутатов Государственной думы начали выбирать лишь с 1906 года, а до этого только некоторые люди были наделены правом выбирать своих представителей для участия в работе всяких муниципальных органов власти - городских думах и земских собраниях.
Почему только некоторые?
Во-первых, право голоса было лишь у состоятельных лиц (владельцев городской недвижимости или другой собственности, например, торгового предприятия). Во-вторых, иноверцам повезло еще меньше. В XIX веке и российские мусульмане (те же татары), и иудеи были наделены избирательными правами в усеченном виде. Они, конечно, могли выбрать своих депутатов. Но их количество не должно было превышать число православных гласных.
Но до 1917 года было несколько десятилетий избирательно-муниципального опыта, основанного на имущественных и религиозных ограничениях.
По закону 1870 года татар или евреев в городской думе могло быть не более 1/3 от общего количества депутатов. А спустя несколько десятилетий, когда либерального Александра II сменил уже Александр III, многие прогрессивные законы вовсе были пересмотрены. Так была проведена новая Городовая реформа 1892 года: всем еще больше повысили имущественный ценз (чтобы мещан из числа владельцев городских лачуг было поменьше на выборах), а также ограничили в правах иноверцев - не более 1/5 от общего количества гласных.
Впрочем, это не помешало татарам все равно участвовать в работе городских дум в самых разных уголках России: Казань, Уфа, Стерлитамак, Белебей, Троицк, Оренбург, Иркутск ... А еще Касимов, Чистополь, Челябинск.... В общем, везде можно было увидеть татарина-гласного (так тогда называли депутатов) городской думы. Ведь татарин должен быть богатым, поэтому купцы-миллионеры не перестали избираться гласными.
А более подробно обо всех этих муниципально-избирательных татарских делах XIX века можно почитать на сайте Миллиард татар.
Татары и выборы: как до революции мусульмане попадали во власть?