Найти в Дзене
Лилия Габдрафикова

Что было общего между татарами и евреями в царской России

Кто-то вспомнит всякие анекдоты по этому поводу, а кто-то обратит внимание на халяльно-кошерные параллели. Но речь не об этом, я всё о прошлом: о татарах и евреях царских времен. Вернее, о мусульманах и иудеях Российской империи.

Для православно-самодержавного государства и мусульмане, и иудеи оставались иноверцами, поэтому очень часто в российских законодательных актах той поры они могли фигурировать вместе. Например, если попадали под какие-то запреты.

Выборы, выборы...

Как известно, в царской России депутатов Государственной думы начали выбирать лишь с 1906 года, а до этого только некоторые люди были наделены правом выбирать своих представителей для участия в работе всяких муниципальных органов власти - городских думах и земских собраниях.

Почему только некоторые?

Во-первых, право голоса было лишь у состоятельных лиц (владельцев городской недвижимости или другой собственности, например, торгового предприятия). Во-вторых, иноверцам повезло еще меньше. В XIX веке и российские мусульмане (те же татары), и иудеи были наделены избирательными правами в усеченном виде. Они, конечно, могли выбрать своих депутатов. Но их количество не должно было превышать число православных гласных.

Кстати, после февраля 1917 года многое изменилось. Ограничений уже не было. Появились и партии, образованные по этноконфессиональному принципу. В Казани 1917 г. кроме еврейского был аналогичный мусульманский список, а еще имелся отдельный список от мусульман-социалистов. В общем, кандидаты на любой вкус, лишь бы проявили волеизъявление.
Кстати, после февраля 1917 года многое изменилось. Ограничений уже не было. Появились и партии, образованные по этноконфессиональному принципу. В Казани 1917 г. кроме еврейского был аналогичный мусульманский список, а еще имелся отдельный список от мусульман-социалистов. В общем, кандидаты на любой вкус, лишь бы проявили волеизъявление.

Но до 1917 года было несколько десятилетий избирательно-муниципального опыта, основанного на имущественных и религиозных ограничениях.

По закону 1870 года татар или евреев в городской думе могло быть не более 1/3 от общего количества депутатов. А спустя несколько десятилетий, когда либерального Александра II сменил уже Александр III, многие прогрессивные законы вовсе были пересмотрены. Так была проведена новая Городовая реформа 1892 года: всем еще больше повысили имущественный ценз (чтобы мещан из числа владельцев городских лачуг было поменьше на выборах), а также ограничили в правах иноверцев - не более 1/5 от общего количества гласных.

Впрочем, это не помешало татарам все равно участвовать в работе городских дум в самых разных уголках России: Казань, Уфа, Стерлитамак, Белебей, Троицк, Оренбург, Иркутск ... А еще Касимов, Чистополь, Челябинск.... В общем, везде можно было увидеть татарина-гласного (так тогда называли депутатов) городской думы. Ведь татарин должен быть богатым, поэтому купцы-миллионеры не перестали избираться гласными.

А более подробно обо всех этих муниципально-избирательных татарских делах XIX века можно почитать на сайте Миллиард татар.

Татары и выборы: как до революции мусульмане попадали во власть?

Кстати, после февраля 1917 года среди депутатов появились и женщины. Одной из первых таких гласных среди казанских татарок стала Хадича Ямашева-Таначева (первая слева). Это фото сделано еще в 1904 году. В 1917 году она работала зубным врачом, не отказывалась и от общественной деятельности.  Хадича ханым была избрана так же в Учредительное собрание, но большевики выбрали для страны иной путь развития.
Кстати, после февраля 1917 года среди депутатов появились и женщины. Одной из первых таких гласных среди казанских татарок стала Хадича Ямашева-Таначева (первая слева). Это фото сделано еще в 1904 году. В 1917 году она работала зубным врачом, не отказывалась и от общественной деятельности. Хадича ханым была избрана так же в Учредительное собрание, но большевики выбрали для страны иной путь развития.