Быть популярным блогером сегодня мечтает огромное количество детей, подростков. По сути, это деятельность мечты: ты получаешь деньги и славу, вроде бы, особо не напрягаясь, проявляешь свое творчество, выражаешь самого себя. А некоторых детей родители делают героями соцсетей чуть ли не сразу после их появления на свет. Не скрывается ли во всем этом опасность? Влияет ли активный блоггингна психологическое состояние детей? Как родителям общаться с детьми-блогерами? Об этом мы пообщались с психологом, специалистом по детско-родительским отношениям семейного центра "Лада" Ириной Реутой.
БЛОГГИНГ КАК ПРОКАЧКА ЛИЧНОСТИ
"Желание детейстать блогерами вполне логично, - говорит Ирина. - Это те, кого они видят по нескольку часов в день, те, за кем они следят и на кого им хочется равняться. Также очевидно, что данная деятельность приносит много удовольствия и радости. И это здорово, что с ранних лет человек обретает установку о работе как о деле, приносящем не только деньги, но и приятные эмоции".
По словам Ирины, пользы от занятия блоггингом в юном возрасте предостаточно. Так, ребенок находится в гуще событий (в определенной сфере жизни), постоянно в курсе происходящего. Также ведение блога требует умения выстраивать взаимоотношения с другими людьми (подписчиками, читателями), что несомненно прокачивает коммуникационные навыки. В целом это настраивает быть активным, двигаться вперед, учит быть целеустремленным, мыслить стратегически. Блогеры достаточно хорошо улавливают интересы, желания окружающих и отлично понимают свои возможности, таланты. У них значительно прокачивается креативность.
Потенциально блоггинг может сблизить родителей и их детей (в современном мире, где разным поколениям очень сложно понять друг другаи мало времени на общение, это просто бесценно! Есть шанс сделать детско-родительские отношения более доверительными, чем в среднестатистической семье. Мама и папа могут активно участвовать в создании блога ребенка - снимать, писать сценарий, продвигать в интернете, формировать имидж, ну, а, если кошелек позволяет - давать деньги на покупку технического оборудования. Это может вообще перерасти в семейный бизнес.
Правда, здесь сразу вспоминаются родители, которые начинают эксплуатировать своих детей с первых лет их жизни. Те еще не совсем осознают, что происходит, а уже набирают тысячи просмотров. Мама и папа делают это не ради ребенка, а для достижения собственных целей (отметим, что таких примеров эксплуатации детей родителями много и в неблогерских семьях). Здесь дети, по сути, себе не принадлежат, не могут быть самими собой, сильно нарушаются их личные границы. Когда ребенок осознает, какие вещи его побуждали делать родные люди, это может стать для него страшным открытием: вероятно, он испытает стыд, разочарование в отце и матери, потере доверия к ним. Это способно привести к полному разрыву с родителями, большим проблемам в подростковом возрасте, усилению страхов, стремлению сбежать от постоянного внимания окружающих, замкнуться в узких рамках своей зоны комфорта. Такой ребенок уже не будет рассказывать о своих тревогах и проблемах маме и папе, которые не воспринимаются как защитники.
ОБРАТНАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ
Блогеры - это почти всегда про более быстрое взросление, чем у сверстников. В каком-то смысле это хорошо, в каком-то - не очень (например, может иметь место широко обсуждаемое явление - потеря детства). У детей-блогеров часто наблюдается нарциссизм, "звездная болезнь". Ирина Реута сталкивалась с этим не раз в своей работе. Это проявляется и во взаимоотношениях со сверстниками, и со взрослыми людьми. Пятилетние "королевы" запросто могут сказать воспитателям в детском саду: "Да что вы знаете о жизни! Сначала зарабатывайте столько, сколько я, а потом уже что-то требуйте!"Также с малых лет у ребенка может формироваться опасная установка, что ради популярности илайков нужно идти на все. Так, многие переходят все грани разумного и безопасного, пускаются в крайнюю экзотику ради популярности у публики. Собственно, историй о нелепых смертях блогеров или о том, как они сами наносили страшнейший вред чужому физическому и психологическому здоровью, очень и очень много.
Противоположная крайность - признание своего полного поражения в попытках завоевать любовь аудитории, а отсюда - сильное разочарование в себе, потеря ощущения собственной ценности, страшная душевная боль, которая может перерасти в сильную, затяжную депрессию. Также распространенное явление в блогерской среде - узость мышления: человек сосредотачивает все свое внимание на какой-то одной сфере, а все другие области, грани жизни, как бы, уходят на второй план. В результате, блогер может не разбираться, не знать, не ориентироваться во многих процессах и явлениях.
Еще, по словам Ирины, у блогеров сильно обостряется чувство зависти к сверстникам, у которых все получается чуть лучше, чем у них. "Помню, одна девочка в разговоре со мной жаловалась на несправедливость: она снимала примерно такие же видео, делала почти такие же посты, как одноклассница, но собирала намного меньше лайков и подписчиков.Видимо, объект зависти просто легче устанавливал контакт с окружающими, - говорит Ирина. - Так вот, эта школьница даже не могла нормально спать из-за постоянных мыслей об этом! Другая девочка страдала, что после взаимной подписки с другими пользователями соцсетей от нее почти сразу же отписывались... Это все легко может привести к нервным срывам, особенно у тех, кто реальную жизнь почти не ведет, слабо в ней проявляется. Потребность в лайках объясняется тем, что человеку важно чувствовать свою ценность, нужность, ему хочется, чтобы его замечали. А когда популярность в соцсетях резко снижается, иликогда появляется чрезмерное количество хейтеров, то у ребят, живущих в сети, буквально весь мир рушится".
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РОДИТЕЛЬСКИХ РЕАКЦИЙ
Как же родителям выстраивать взаимоотношения с ребенком, которому захотелось, "как той девочке", снимать видео и взаимодействовать с широкой аудиторией? Как правило, здесь есть 4 основных типа реакции: полная поддержка, запрет, безразличие и эксплуатация. О последней уже было сказано выше. Если вам все-таки хочется реализовать себя через ребенка, построить на нем бизнес, то постарайтесь хотя бы обеспечить ему пространство для приватной жизни, дать альтернативу бесконечному реалити в соцсетях, оставить ему время на обычное беззаботное детство.
Стратегия запрета совершенно не эффективна с детьми и подростками. Они просто будут заводить параллельные страницы с социальных сетях и снимать видео совершенно бесконтрольно. А ведь мир интернета в целом аморален, побуждает неокрепшие умы совершать самые низменные поступки. Запреты родителей только подтолкнут заниматься сомнительными вещами в виртуальном пространстве.
Любое безразличие со стороны родителей обесценивает то, что делает ребенок. Думается, что во многих случаях, когда человек сдавался, не выходил на новый уровень, разочаровывался в блоггинге, имело место отсутствие поддержки со стороны родных. С ней все могло бы пойти совершенно иначе. Поэтому, даже если вы не в восторге от того, что делают дети в соцсетях, не поленитесь хотя бы иногда смотреть их ролики, говорить ободряющие слова, делиться своим видением по поводу них.
Но, конечно, лучше оказывать ребенку всестороннюю поддержку, в том числе в создании контента. Можно выяснить, что его больше всего интересует в блоггинге, какие темы, направления особенно влекут, каким он видит себя в будущем, и, исходя из этого, дать какие-то рекомендации (не навязывая свое мнение), подсказки (в формате "Если бы я был блогером, то учел бы это и это..."). Можно поговорить с ним о безопасности в сети, о том, как воспринимать хейтеров, как общаться с подписчиками и т.д. Получается такой мягкий контроль, при котором ребенок не будет чувствовать давления со стороны родителей, но в то же время какие-то полезные мысли проникнут в его сознание.
При этом родителям стоит следить, чтобы виртуальный мир не поглотил полностью их чадо. Если дитя проводит в соцсетях больше 8 часов в сутки и если без гаджетов оно впадает в истерику, плачет, не знает, чем заняться - это уже маркер сильной зависимости. В таком случае ребенку следует показать альтернативные способы проведения досуга в реальности.
Польский педагог Януш Корчак говорил: "Никогда не жалейте о том, чего вы не можете дать своим детям. Жалейте о том, что вы можете дать, но не даете". Ребенок вырастет в любом случае. Задача родителей - помогать ему на этом пути взросления, в частности, принимать его чувства, стремиться к любви, а не к идеалу, не бояться обращаться за помощью к специалистам, если не получается справиться с трудностями.