Найти тему
Всё про всё

Квесты нулевых актуальны в 2021? часть 2

Оглавление

Двенадцать стульев

На днях в продажу поступил ценный гарнитур, из которого нас с вами, дорогие читатели, интересует вовсе не гобелен Пастушка , не ковры текинские и хоросанские, и даже не стол круглый, а стулья работы мастера Гамбса, числом 12. На презентации его несколько обозревателей, людей совершенно разных по возрасту, семейному положению, местожительству и вероисповеданию, не сговариваясь, написали в своих блокнотах: Лед тронулся! . Подумав, некоторые из них дополнили первую фразу: "Господа присяжные заседатели!". Еще немного подумав, часть корреспондентов вычеркнула ее обратно. Как бы то ни было, с этого момента в данной рецензии, как любил говаривать сын турецкоподданного, командовать парадом буду я.

Парад

Начнем с литературной основы. Скрупулезно, до буквы перенесенные из книги в игру основные диалоги, дописанные талантливыми сценаристами, создают ту самую неповторимую атмосферу России первой трети двадцатого столетия, известную по произведениям Ильфа и Петрова. И если с текстом, не утратившим своей актуальности и по сей день, все ясно, то на дополнениях, на мой взгляд, стоит задержаться. Ведь именно они, искусственно вплетенные в ткань игрового повествования, наглядно показывают уровень разработчиков. Высокий уровень - авторы наконец-то оторвались от своих бесконечных петек, поручиков ржевских и иже с ними, сумев доказать, что могут делать действительно веселые и непошлые квесты. Почти каждая фраза вызывает у игроков, не обделенных чувством юмора, приступ заразительного смеха. Например, реплика разгневанного начальника ЗАГСа, распекающего Кису Воробьянинова за опоздание: "…Знаете, как дорога каждая минута шахтеру, сидящему в забое, или нефтянику, сидящему в скважине!", или комментарий увидевшего какой-то ненужный предмет великого комбинатора: "Узнаю изделие советской промышленности: дерзко, вычурно и бесполезно".

Великолепно играют актеры. Им удалось сотворить почти невозможное: Остап похож манерами на героя Андрея Миронова, а Ипполит Матвеевич Воробьянинов по голосу - вылитый Анатолий Папанов. Актерский состав подобран с умом, персонажи - объемные, тщательно выписанные характеры. Правда, в озвучке встречаются небольшие ляпы; пару-тройку раз я уловил неправильную интонацию в речи главных действующих лиц, но на общем фоне такая мелочь вовсе не портит впечатления от игры. А вот графическая часть... Нет, рисовать в "Сатурн-плюс" умеют, и даже очень неплохо, просто движок слишком… неказист, что ли?

Визуально "Двенадцать стульев" остались на том же уровне, что и предыдущие проекты коллектива - "ПиВИЧ 3" и "Агент: Особое задание". С одной стороны, это плюс, потому как художники в упомянутых проектах потрудились на славу (вы посмотрите, как изображен быт страны конца постреволюционных/бюрократических двадцатых годов!). С другой, - анимация не является самым сильным местом движка. Внешне "Двенадцать стульев"… скажем так, не Runaway. И если в диалогах все выглядит более-менее пристойно, то вид персонажей, медленно ковыляющих из глубины экрана, пока масштабируются их фигурки, может вогнать в тоску кого угодно. К сожалению, аналогичным недугом страдают практически все отечественные "мультяшные" квесты последних трех лет.

Настораживает входящий в комплект поставки солюшен. Видимо, создатели сильно сомневались в способности игроков пройти "Двенадцать стульев" самостоятельно. Впрочем, обошлось, - загадки в большинстве своем вполне логичны и мало чем отличаются по стилю от третьего "ПиВИЧа". К тому же сюжет прямолинеен, как рельсы Байкало-Амурской магистрали, - заблудиться практически невозможно.

* * *

Итак, пробный шар, запущенный компаниями "Бука" и "Сатурн-плюс", достиг своей цели, - если как квест игра кому-то не понравится, то уж наверняка она сойдет за некий комикс по мотивам "Двенадцати стульев". Для отвыкших от чтения юных пользователей. Зная любовь "Буки" к сериалам, можно предположить, что рано или поздно появится продолжение - "Золотой теленок". И правильно - домашняя библиотека должна время от времени пополняться.

P.S. Личная просьба: пожалуйста, не надо трехмерности; лучше сделайте хороший двумерный мультипликационный движок. Все-таки содержание как-то оторвалось от формы.

P.P.S. В ближайшем будущем нас ожидает знакомство с еще одними "Двенадцатью стульями", работа над которыми кипит в "МедиаХаузе". Окажутся ли они настоящими или же это будет всего лишь гарнитур генеральши Поповой?

-3

Рецензия на игру Штырлиц: Операция "Бюст"

Куда мы катимся?

Вы заметили, какая пошла мода у наших разработчиков? Да-да, именно мода! Главные герои их игр взяты из… (ха-ха) анекдотов. Взгляните: ПиВИЧ, ПиВИЧ-2, теперь вот новый Штырлиц… возможно, мы скоро узреем новые квесты в главной роли с Вовочкой и Марь-Иванной или Пятачком с Винни-Пухом. Конечно, надо войти в положение родных гейммейкеров, тяжело им сейчас… но ведь куда уж проще - взять всем известного персонажа, сплести про него какую-нибудь большую историю (ака приключение) и пустить в ход геймера - пусть, мол, разбирает все головоломки да квесты. А параллельно с этим нагородить побольше пошлых шуток да приколов, чтобы веселей игралось.

Многим людям нравятся подобные игры (увы, я к ним не отношусь). И даже не за что-то конкретное, а просто, так сказать, по определению. Любят они часами сидеть у монитора и "проходить", "проходить"... Я не стану кого-либо обижать, а смиренно начну обозрение игры так, как она есть. Вам тогда и решать - играть в нее или нет.

Заранее хочу предупредить: если вы все-таки купите игру и, к своему удивлению, не встретите в ней настоящего Штирлица, Гитлера или прочих вымышленных или реально существовавших лиц... звиняйте. В связи с этим все любители истории могут смело идти в ближайший видеокиоск и купить там настоящие "17 мгновений весны" (дабы подтвердить качество оригинала). И не спрашивайте почему. Просто игра содержит один только вымысел про Штирлица. Он кстати (Штырлиц, то бишь) - это не великий советский разведчик и не выдающийся шпион. Он, как мне показалось, - герой, герой народных анекдотов про разведчика, шпиона и вообще всем известного майора Исаева.

Остросюжет

Итак, для начала, история. 1945-й год (не спрашивайте, как я определил), Вторая Мировая подходит к логическому завершению. Германия проводит свои завершающие стратегические маневры, продолжая отдавать завоеванные территории. Кругом одна разруха. Вермахт уже понимает, что война проиграна, и сейчас важно отступить так, чтобы потерять как можно меньше и войск, и ресурсов. Именно поэтому Фюрер принял решение спасти еще не захваченный большевиками золотой запас своей страны. Но, вывози он его золотыми слитками, его бы тотчас отследили, и ценный груз попал бы далеко не в нужные руки. Поэтому была придумана уловка - вывозить золото не переплавленными слитками, а бюстами великого немецко-фашистского вождя. Гениально! Кому нужны бюсты проигравшего Адольфа? Да, собственно, никому, разве что подозрительной и всевидящей Советской разведке, которая-таки разузнала о тайном плане Немецкой Верхушки. Реакция была молниеносная и не по-детски решающая: выслать в тыл врага лучшего агента с кодовым именем Штырлиц с целью доставки одного экземпляра бюста в офис Госбезопасности. Для чего? Почему и откуда? Так ли все на самом деле? Все это новорожденный ариец узнает от врага и… своих связных.

Это НАШ юмор!

Если дать поиграть в эту игру (заранее переведенную на нужный язык) гражданину какой-нибудь, другой, уважающей себя страны, то, скорее всего, он вас не поймет. Более того, я даже уверен, что он не проиграет в нее и десяти минут, просто не сумеет. Спросите почему? Ха! Да потому что Штырлиц - игра национальная, сделанная "нашими" исключительно для наших (или для близких славянских народностей). Юмор у нее наш, православный, местами постсоветский. Даже, можно сказать, чисто бытовой, основанный и на рекламе из телевизора, и на дедушкиных сказках, и на простом русском менталитете. Даже компьютерная современщина (Маздаи, Билы Гейтсы, знаете ли), и та оставила свой тяжелый след на игре. Именно по этой причине у тебя, дорогой читатель, должно возникнуть чувство гордости (или патриотизма, в широком смысле) за свою страну. А ну-ка, ответь? Не ты ли увлеченно играл в ПиВИЧа? А во вторую часть? Не ты ли искал солюшены и спрашивал своих друзей, как пройти очередной уровень? Во-от, тебе же понравилось! И правильно, теперь в твоих новых начинаниях тебя поддержит Герр Штырлиц.

Об игре

В целом, вам все уже давно должно быть знакомо. Во-первых, привычный квестовый интерфейс - две кнопки мыши и панелька инвентаря делают свое дело, помогая заниматься самим процессом. Все равно, болтаться ли по карте туда-сюда, искать и взаимодействовать ли с предметами или, конечно же, вступать в многочисленные диалоги с NPC. Кроме того, очень важными (хотя на первый взгляд так и не кажется) являются коротенькие закадровые комментарии (подобно киношной «информации к размышлению»). Во-вторых, не менее важны и сами локации, дающие либо нужный предмет, либо человека, либо и то, и другое сразу. Их тематику можно легко сравнить с ПиВИЧевской. Кабинеты докторов, бани, разнообразные пивные, парки, паровозы и поезда, леса и полянки. Есть и многочисленные животные… аисты, кошки, жучки да мыши. Это все здорово разнообразит игру и вносит в нее какую-то... живость повседневности, что ли. Аналогично разнообразны и персонажи, с которыми контактирует наш офицер. Будь они совершенно любых пристрастий, классов, религий, полов и ориентаций - Штырлиц найдет с ними общий язык и практически со всеми сумеет (не без вашей помощи, естественно) договориться.

А так…

Ходим себе, обнаруживаем и используем по назначению всевозможные предметы, болтаем с персонажами и смеемся над нашим пошлым и тупым до безумия героем. Нет, в какой-то степени он умен и очень даже изобретателен, но… вся его фантазия ограничивается узким бытовым "Хай Хитлер", пИсаньем на стены, выпиванием десятков бутылок водки и надуванием столь небходимой резиновой радистки Кэт. Хотя это уже детали. Время от времени применяем инвентарные предметы и следуем логике разведчика. Кстати, о ней. Чтобы понять эту самую логику большинства "головоломок", встающих перед Штырлицом, достаточно всего лишь представить себя (точнее, часть себя) на месте этого героя анекдотов и подумать так, как подумали бы вы на месте ходячего анекдота. После этого любые вопросы отпадут сами собой.

Как и любой другой квест, Штырлиц состоит из уровней (в количестве семи), каждый из которых поделен на несколько локаций. Лично мне больше понравились первые два, потому что только в них было что-то Штырлицко-неповторимое. Дальше все стало ясно, и игра надолго не затянулась.

Ресурсы

Забавно... будто бы игра, стыдясь своих огрехов, пошлостей и недостатков, скрывается от глаз пользователя. В прямом смысле - у нее нет инсталляции, а все сохранялки помещаются в специально отведенный каталог совсем небольшого размера.

О графике можно сказать, что она полностью мультяшная. Мультики себе и мультики, не круто, но и не полный отстой. Правда, для нормальной работы вам придется (кому как - мне, например, пришлось) установить DirectX Media, тот самый, что есть на CD вместе с игрой (и тот, что в свое время попортил кровь Redguard'у).

О звуке. Его слышно и он вполне гармонично дополняет окружающую игровую обстановку. Какая-нибудь фоновая музыка или речь персонажа соответствуют происходящему и никаких нареканий не вызывают.

Кому играть?..

В первую очередь всем, кому пришлась по душе первая часть и, например, ПиВИЧ. Кроме того, игра будет интересна тем, кому уже исполнилось 15 лет. Впрочем, на коробке написано 18... Но, как говорится, «об этом думать никому не рано и никогда не поздно» © товарищ Саахов. И, напоследок, всем, кто хочет просто и непринужденно потратить пару свободных дней. На мой взгляд, зря.

-5