Найти тему
Fillight

От Петросяна до Медведа - победил ли мем?

Не так давно одним из синонимов юмора в нашей стране был Евгений Ваганович Петросян. В этом году одному из первых вирусных мемов в истории рунета – медведу – исполнилось 15 лет, да и сам Евгений Ваганович превратился в мем. Так что популярней сегодня – анекдоты или мемы?

По данным сервиса по анализу поисковых запросов Google Trends за те же 15 лет, ещё в начале 2006 года запросов «мем» не было вовсе, а вот анекдоты юзер в Сети искал. В марте 2012-го счёт «мем/анекдот» сравнялся, а дальше мемасики стали брать верх и удерживают пальму первенства вплоть до сегодняшнего дня. Так что же получается, анекдот умер? Или эволюционировал в мем? Fillight попробует разобраться.

Постоянный читатель, конечно же, знает, что сейчас начнётся – что? Правильно – история вопроса. Итак, понятие «мем» было предложено биологом Ричардом Докинзом в одном из его бестселлеров – в «Эгоистичном гене». Ген – носитель биологической информации, передаваемой по наследству. По Докинзу мем – это «ген» в области культуры, который передаётся не генетически, а с помощью имитации, подражания. Так появилась меметика (от древнегреч. «миметес» – подражатель, имитатор) – наука, изучающая эволюцию культуры, созданная по аналогии с генетикой и теорией эволюции Дарвина. В примеры Докинз приводил тренды, навязчивые мелодии, технологии строительства, жаргонизмы и многое другое.

Возвращаясь из-за океана на наши, традиционно богатые на сочный народный креатив, широты, обязательно стоит отметить рекламу 90-х и начала 00-х. То был просто кладезь мемов. Помните: «не айс», «ну, что стоим, кого ждём», «до первой звезды нельзя», пивовар Иван Таранов с мадам Козавкиной, Лёня Голубков и МММ.

Мем сегодняшний, привычный, сформировался в нулевые, в эпоху блогов. В рунете главным конвейером по производству мемов были Lurkmore, «Двач», «4chan», «Лепрозорий». Оттуда забавные картинки с подписями разлетались по всему интернету. Изначально создаваемый для молодёжи, данный вид контента стремительно эволюционировал, расширял свою аудиторию, становясь сложнее, глубже. По сути являясь современным фольклором – творением, автор которого не важен – мем стал популярен за счёт чёткости и лаконизма. Коротким насыщенным контентом, попавшим в самую точку между бугагашенькой и острым социальным поводом.

Вот эта краткость и насыщенность и делает сегодня мем столь востребованным. Жанр анекдота – истории которую нужно рассказывать – миллениалам и зумерам не заходит из-за своего объёма. В эпоху клипового мышления каждый бит информации должен быть чрезвычайно краток, неся при этом максимум информации. И мем – картинка и короткая фраза с высокой концентрацией смысла – как раз то, что отвечает духу времени.

Сегодня мемы могут быть и до примитивизма простыми, и наоборот – многомерными по смыслу, но так или иначе, хороший мем – это юмор, рефлексирующий ту или иную новость, ситуацию в обществе.

Получается, что мемы победили анекдоты? Это не совсем так. Как и прежде, мы продолжаем общаться устно, и шуткам, передаваемым через интернет, приходится бороться за наше внимание с картинками. То есть речь идёт не о смерти анекдотов, а о конкуренции между разными текстовыми формами. Пока побеждают те, что не содержат сложных сюжетных линий, быстрее передаются, проще воспроизводятся. Чем короче текст, тем выше шансы на его распространение. Ну, а что будет дальше – посмотрим.

#fillight, #мемы #история мема #анекдот или мем