Найти тему
РБК Тренды

Почему нам противна чашка Гитлера?

Оглавление

Перед вами два свитера. Предыдущие покупатели носили их не больше суток и вернули обратно, после чего вещи были выстираны и доведены до идеального состояния. Выглядят и пахнут они одинаково. Разница только в бывших кратковременных владельцах: первый был наркоманом и в прошлом сидел, а второй — преуспевающим бизнесменом, отцом двух детей. Какой свитер вы вероятнее купите? Если вы выбрали второй, то попались в ментальную ловушку, которая называется «эвристика заражения». Разбираемся, что это такое.

Фото: NordWood Themes / Unsplash
Фото: NordWood Themes / Unsplash

Магическое сознание

Эвристика заражения — это ощущение того, что вещи каким-то образом обладают качествами их владельцев. Оно возникает из-за того, что часть нашего сознания оккупирована магическими паттернами, оставшимися там еще с доисторических времен. Один из них называется «законом инфекции» и означает, что между двумя людьми, каким-то образом вступившим в контакт, формируется невидимая связь. У нее могут быть положительные стороны: например, во многих религиях почитаются вещи святых, прикоснувшись к которым можно попросить о чем-то. Однако закон может иметь и отрицательный эффект — под эту категорию подпадают, например, куклы Вуду.

Чашка Гитлера

Все это может казаться наивным, однако «закон инфекции», в сочетании с любовью людей к группированию, может сформировать эвристику заражения. В итоге даже самые образованные и рационально мыслящие люди могут подсознательно придать вещам свойства их обладателей. К этому относится и пример с двумя свитерами. Даже сейчас, зная об этой ментальной ловушке, вы вряд ли бы захотели использовать чашку, из которой пил Адольф Гитлер.

Дротики и близкие

Эвристика заражения неоднократно доказывалась экспериментально. Немецкий автор Рольф Добелли в книге «Территория заблуждений: какие ошибки совершают умные люди» так это описывает: «Пол Розин и его коллега из Пенсильванского университета попросили участников эксперимента принести фотографии близких им людей. Ученые прикрепили фотографии к мишеням и пригласили испытуемых метать дротики. Ведь маме не будет больно, если в ее фотографию воткнется дротик! Вопреки этому возникло большое затруднение. Участники эксперимента попадали в цель гораздо хуже контрольной группы с пустыми мишенями. Да, они вели себя так, словно мистическая сила мешала им целиться в фотографии».

Фото: Edgar Moran / Unsplash
Фото: Edgar Moran / Unsplash

Три вида осмысления

По данным еще одного исследования, обычно люди пытаются рационально осмыслить эвристику заражения через причины трех типов.

Отвержение потенциально опасной еды. Люди вряд ли притронутся к еде, которая может нести опасность для здоровья (например, многих пугают стейки средней прожарки с кровью, хотя неоднократно доказывалась безвредность такого варианта).

Отвержение потенциально больного человека. Исследование проводилось в 1994 году, но этот параметр особенно актуален сейчас, после двух с половиной лет пандемии. Социальная дистанция и снижение числа контактов между людьми только усилили эвристику заражения даже там, где оно произойти не может.

Поддержка близких. Приятных нам людей мозг не вносит в категорию «потенциальных заразителей», поэтому нам, наоборот, важна тактильная связь с ними. Особенно в романтических отношениях.

Положительное заражение

Как видно из последнего пункта, эвристика заражения может работать и в обратную, позитивную сторону. Например, на аукционе люди с большей долей вероятности приобретут вещь, если им расскажут о высоких качествах предыдущего владельца. Другой пример — моя подруга, которая в 2014 году встретилась со своим кумиром, голливудским актером Расселом Кроу. Он любезно поцеловал ее в щечку, после чего она не мыла ее пару дней.

Таким образом, эвристика заражения — ментальная ловушка, которая возникла на заре человечества благодаря магическому мышлению. Единого средства от нее не существует. Важно лишь помнить о ее существовании и рационально проверять свое отвращение к вещам.

Автор: Семен Башкиров

Читайте также:

Почему большинство с вами не согласно

Почему иногда сложно поменять свое мнение

Почему нам не нравятся идеи других

Если вам понравился материал, подпишитесь на канал РБК Тренды в Яндекс.Дзен — это поможет нам развиваться!