-* Здесь и ниже по тексту отсылки к песне группы Pink Floyd - "High Hopes".
Борьба между Льюисом Хэмильтоном и Максом Ферастаппеном многим напоминает легендарные сражения между Айртоном Сенной и Аленом Простом. По этому поводу высказались например Жак Вильнев и Хельмут Марко. Сегодня вас ждёт "повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем".
Beyond the horizon of the place we lived when we were young, In a world of magnets and miracles.
23 апреля 1989 года состоялся второй этап Чемпионата мира Формулы-1 - Гран-при Сан-Марино. Пожалуй большинству из тех кому повезло воочию лицезреть эту гонку, она запомнилась страшной аварией Герхарда Бергера в Тамбурелло, после того как на машине Герхарда Бергера отвалилось часть переднего антикрыла, и он улетел в стену. В результате столкновения со стеной болид Ferrari под номером 28 был практически полностью уничтожен, да к тому же из-за разорвавшегося бака он ещё и загорелся. К частью Герхард отделался лишь ожогами рук и несколькими переломами.
Информация к размышлению.
В предыдущем сезоне преимущество "красно-белых" болидов команды McLaren Honda над всеми остальными было столь велико, что за победы боролись лишь её пилоты: Айртон Сенна и Ален Прост. Борьба была упорной, но честной. Победил в итоге Сенна, но справедливости ради нужно упомянуть что что Прост набрал больше очков в зачёт Чемпионата: но тогдашняя очковая система учитывала не все результаты, а лишь несколько лучших.
There was a ragged band that followed in our footsteps.
После кардинальной смены моторного регламента, сезон 1989 многие воспринимали как "новую надежду". В частности Ferrari представила революционный болид Ferrari 640, сконструированный самим Джоном Барнардом и оснащенный двигателем V12 и (впервые в формуле-1) полуавтоматической КПП.
Williams - лучшая команда середины 80-х, перешла со слабых моторов Judd V8, на новейший V10 от Renault с "пневматическим приводом" клапанов. Теоретически соперники McLaren могли надеяться если не за борьбу за титул, то уж за отдельные победы точно, и надо сказать что в прессе тех лет определенно прослеживаются нотки оптимизма. И тем не менее преимущество McLaren в сезоне 1989 было все ещё весьма значительным.
At a higher altitude with flag unfurled. We reached the dizzy heights of that dreamed of world.
Я думаю всем известно выражение, что "в первом повороте гонку можно только проиграть". Знали об этом и пилоты McLaren. Поэтому два великих решили "подписать пакт о ненападении", то есть избегать ненужного риска на первых кругах, и уже потом, оторвавшись от преследователей, бороться между собой за победу. Это было предложение Проста, но Сенна решил дополнить его: кто первым войдет в первый поворот - тот и победит в гонке.
В Имоле'89 старт выиграл стартующий с поула Айртон Сенна и скорее всего уверенно победил бы, но через три круга гонка была остановлена красными флагами, из-за той самой аварии Бергера.
The ringing of the division bell had began.
Рестарт выиграл уже Прост! И что сделал Айртон? Он "забыл" о договоренности, и атаковал Алена на торможении перед поворотом Тоза! (видео) Атака оказалась успешной и Айртон, оторвавшись от Проста, уверенно победил. Финита? Нет - колокол разделения уже разделил мир Формулы 1 на "до" и "после"!
Финишировавший вторым француз был в ярости! Он считал что Сенна обманул его. Но у самого Айртона была другая точка зрения. Он считал что обгон состоялся на пятом круге гонки, а вовсе не на первом, Так что - всё нормально.
Но вот что самое интересное - никто в команде о их договоре не имел понятия! Даже Рон Деннис. Но шила в мешке не утаишь, конфликт был слишком очевиден и Рон попытался разобраться в причинах. Для этого он прилетел на тесты команды в Пембри (Уэльс), чего обычно не делал. Вот несколько цитат от "из первых уст":
Обычно Рон не появлялся на тестах без весомой причины, так что мы все понимали, что произошло что-то серьезное, хоть и не знали точно, что именно. Для нас те тесты прошли в обычном режиме. Хоть тогда мы и не понимали этого, но это были последние дни, когда наши пилоты нормально общались друг с другом. (с) Нил Оутли
Я был гоночным инженером Айртона, но ничего не знал ни о каком соглашении. Позже, когда я узнал, я был на его стороне, поскольку их договоренность касалась только старта, а не рестартов - так можно было это понять. С другой стороны, уговор есть уговор, и ему нужно следовать. Но Айртон обогнал его в Tosa. Он поравнялся с ним и подумал: "Что же я делаю?" Полагаю, это было не в его духе. Если было соглашение, думаю, можно было и снять ногу с педали газа. (с) Стив Николз.
На встрече с Роном я ничего не говорил, только слушал. Он спросил у Айртона, имело ли место соглашение, и получил утвердительный ответ, но при этом Сенна отметил, что оно касалось только первого старта, а не последующих. При этом он сказал, что это я обогнал его. Я сказал: "Я даже не знаю, сколько миллионов зрителей видели произошедшее по телевизору! Это он меня обогнал, хотя такого уговора не было!" Прошло минут двадцать, прежде чем Айртон признал произошедшее. Это было просто невероятно. (с) Ален Прост.
Я уверен, что своим поведением и высказываниями Ален старается сделать из меня козла отпущения и обвинить во всех грехах, а значит, оказать давление. Но с этого дня я ставлю точку в этой истории. Я больше не хочу ничего слышать об этом парне. (с) Айртон Сенна
Чуть позже Ален Прост рассказал обо всем случившимся корреспонденту L'Equipe Джонни Ривзу. Так об этой истории узнал весь мир.
Но Ален не останавливался. После Гран-при Мексики он обрушился с критикой на мотористов Honda, утверждая что получает менее мощные моторы чем Сенна. Как отреагировали на критику японцы? Объявили что теперь Прост может выступать с любым мотором каким захочет, но только не с Honda.
Ситуация была просто патовая. Рон тогда отправил меня к Алену, чтобы я вместе с ним подумал, как принести представителям Honda публичные извинения, иначе парню буквально было не на чем заканчивать сезон! В итоге извинения были принесены… (с) Джо Рамирес.
Да, Прост по прежнему выступал с моторами Honda, но японцы на него уже откровенно забили.
Любопытно, но то что Honda действительно делала разные двигатели для Сенны и Проста подтвердил Рон Деннис! На пресс-конференции перед гран-при Франции, он заявил что: "команда обнаружила существенные различия между двигателями, установленными на McLaren Проста и Сенны. Двигатель Проста всегда потреблял больше топлива, но при этом располагал меньшей мощностью."
Тогда же Ален Прост объявил что покидает McLaren. В какую команду переходит двукратный (на тот момент) Чемпион мира? Пока ни в какую. Лишь перед гран-при Италии будет объявлено о контракте Проста с Ferrari.
Что подтолкнуло меня к разрыву отношений с McLaren? Протекционизм Honda. То, как японцы без малейшего стеснения отдавали предпочтение Сенне. Я боролся за титул чемпиона, а им было на это наплевать! (с) Ален Прост.
Сезон 1989 стал переломным в отношениях двух великих пилотов. Мир Формулы-1 разделился на "до" и "после".
Если "до" Имолы два великих пилота вполне нормально общались, то "после" они практически не разговаривали.