Найти тему

Хороший рассказ Платонова

Обзор повести (2009)

            Обложка к театральной постановке по рассказу Платонова "Фро"
Обложка к театральной постановке по рассказу Платонова "Фро"

Впервые эта повесть была опубликована в журнале "Литературный критик" в 1936 году в номере 8. Публикации данного произведения писателя в критико-литературоведческом журнале сопутствовала редакционная статья "О хороших рассказах и редакторской рутине", являвшаяся смелым и честным актом поддержки автора в трудной и несправедливой ситуации, когда его художественные творения не печатались и потому он был вынужден заниматься писательской деятельностью под самыми разными псевдонимами. Кроме того, прозаик ещё был литературным критиком, что не умаляло его творческого таланта.

Содержание повести своими словами

Главными героями рассказа являются: Фро - Фрося Евстафьева, её отец - машинист паровоза Нефёд Степанович, супруг Фёдор, подруга Наталья Букова.

Муж Фро уехал работать на Дальний Восток и отправил ей телеграмму с признанием в любви ("Дорогая Фро, я люблю тебя и вижу во сне") и ровно 2 недели больше ничего не писал.

Сначала для избавления от тоски главная героиня пошла на перрон, но никого там не увидела, чтоб расспросить про супруга. Там же она отработала весь день с другими женщинами, выгребая шлак. С одной из коллег, Буковой она пошла в клуб на танцы, получив деньги за работу прямо на вокзале. Муж Натальи очень сильно скучал по ней, пока она из-за любовника пребывала в тюрьме. Выйдя из мест заключения она мечтала накопить денег на одежду и сладкую воду.

В клубе Букова не танцевала, а держала шляпку Фро, спросив у неё о том, такими же или другими были комнаты в клубе при социализме. Главная героиня станцевала вальс с машинистом и диспетчером. Отец её сначала был на пенсии, но потом его вернули на работу, увидев, как он отчаянно сидел каждый день на перроне, делая замечания другим машинистам, но его редко отправляли в дальние рейсы.

Фро очень любила музыку на губной гармошке, которую частенько слышала от соседа с верхних этажей, мальчика, сына токаря депо. Вскоре из-за тоски по любимому мужу Фрося бросила ходить на курсы по железнодорожной связи и сигнализации, потому что сильно скучала на лекциях и всё ждала с нетерпением приезда супруга, который уже успел закончить 2 технических института.

Скоро отец героини на неделю уехал в дальний рейс, а Фро снова не знала, как отвлекаться от грусти, продолжая ходить на вокзал, на поля, не решаясь дать мужу Буковой денег на сладкую воду. Она устроилась почтальонкой и всем стала разносить письма, опасаясь пропустить письмо от своего обожаемого супруга. Один из её клиентов, получив выпуск журнала от неё "Красная ночь", предложил выйти за него замуж, хвастаясь перед девушкой культурным происхождением, а её считая одинокой антиобщественницей. Она обещала парню подумать над таким предложением.

Её отчаяние от отсутствия писем от Фёдора всё больше возрастало. Однажды разнося почту, Фро не выдержала накопившихся эмоций и закричала во весь голос сначала прямо на дороге, а потом уже и в поле. Девушка уволилась из почты в связи с дыхательными проблемами. Отцу она велела отнести письмо с телеграммой для мужа. Наконец она получила от него весточку с другим адресом его места работы. В телеграмме Фро написала ему, что умирает и просила срочно приехать.

Муж наконец прибыл к Фро, пробыв с ней 12 дней и поняв, что жена вовсе и не умирала. Всё это время отец героини вновь был в дальнем рейсе. Любимый супруг когда-то учил её умным фразам: "Кто сказал а, должен говорить и б", "камень, положенный во главу угла", "если это так, а это именно так". Фро все эти дни вместе с мужем была несказанно счастлива, а он в свою очередь размышлял о том, что ей необходимо вернуться опять к обучающим курсам, а также про передачу силовой энергии без проводов, о стратосфере, где есть особые световые, тепловые и энергетические условия для вечной жизни.

                      Кадр из спектакля по мотивам повести. Образы Фро с её отцом
Кадр из спектакля по мотивам повести. Образы Фро с её отцом

Фрося очень мечтала о детях, которые продолжали бы дело отца, науку и коммунизм. Фёдор же грезил о таинственных силах природы, которая сможет дать людям богатство и об изменении души всего человечества в целом. Уехал он незаметно в тот момент, когда вернулся отец Фро. На её вопрос про мужа, отец ответил, что тот собрался в Китай, а после окончания дел коммунизма вернётся к ней или же выпишет жену к себе. Тогда главная героиня пригласила в гости соседского мальчишку, играющего на губной гармошке во дворе. Радостная как никогда в жизни, девушка пообещала дождаться любимого супруга.

Любовная тема в повести

Пафос редакционной статьи на данное произведение заключался в попытке раскрыть подлинную сущность платоновского гуманизма и защитить талант писателя от несправедливых и огульных обвинений. Этот рассказ продолжал тему любви автора.

В начале повести перед нами проходит образ "губительной страсти", эгоизм чувства, превращающий для молодой женщины в связи с отъездом мужа на долгое время мир в пустыню. Но пройдя данное испытание, Фро в результате обрела радость - страдание, войдя в мир духа, труда и заботы о других людях. Лишь тогда любовь для неё становится связью всего, и новое расставание не разлучает, а напротив, объединяет главных героев.

Именно поэтому в конце рассказа, как прообраз обещания будущего истинного счастья и гармонии, появился маленький мальчик-музыкант. "Прощай, Фёдор! Ты вернёшься ко мне и я тебя дождусь!" "В наружную дверь робко постучал маленький гость. Фрося впустила его, села перед ним на пол, взяла руки ребёнка в свои и стала любоваться музыкантом: этот человек, наверное, и был тем человечеством, о котором Фёдор говорил ей милые слова".

Образы главных героев

Прочитав рассказ, можно дать характеристику двум важным героям этой повести. Муж Ефросиньи - Фёдор его почти не бывает дома. О нём рассказывается на протяжении всего повествования. Он уезжает сначала на Дальний Восток налаживать какое - то загадочное производство. По специальности супруг главной героини - инженер - электрик. При помощи своих приборов Федя хочет изменить мир. Лишь в конце он снова появляется дома, но ненадолго, и снова уезжает на работу в Китай. Для него карьера важнее любви к своей супруге. Второй не менее главный персонаж рассказа - это отец Фро. Он работал машинистом на паровозе. Его отправляют на пенсию, но по прошествию некоторого времени он вдруг понимает, что не может жить без работы.  Нефёд снова идёт работать теперь уже механиком. Вызывают его очень редко, но он всегда готов к неотложным вызовам. Главная его трагедия заключается в том, что он боится остаться никому не нужным.

Тематика самого произведения - это тема любви. Автор раскрывает её, показывая любовь между Фро и её супругом Фёдором. Ещё одна значительная роль в рассказе - работа. Это хорошо видно по отношению отца Фро к его должности на железной дороге и её мужа, который не видит смысла жизни без работы.  Также в произведении показывается весь быт маленького забытого городка.

                             Кадр из спектакля "Фро". Образ главной героини
Кадр из спектакля "Фро". Образ главной героини

В рассказе автор использует метафоры, эпитеты, оригинальные и художественный образы. Платонов тепло относится абсолютно к каждому своему герою. Их невозможно разделить на положительных и отрицательных.

Стиль у прозаика был авторский, непохожий ни на чей. У него свое собственное направление, характеристика и особое мышление.  Ни в одном произведении не найдётся такого переплетения человеческих судеб.

Произведения Платонова всегда были полны той человеческой живости, и тех насыщенных оттенков в скучной жизни просто человека, которых нам так не хватает. Он лишь с помощью своего литературного гения вдыхал жизнь во всех главных героев, давая им тем самым возможность самостоятельно развиваться в рассказах, и что придавало им невообразимой живости характеров и запоминаемости образов. Таким образом, уделяя очень много внимания своим персонажам, автор заставлял читателя просто влюбляться, как и в них, так и произведения, что приводило поначалу в ступор, ведь, казалось бы, как простое литературное произведение, просто история, придуманная каким-либо человеком, пусть даже именитым писателем, может вызвать такие яркие и возвышенные чувства, а оказалось что может. И примером такого творения послужит “Фро”.

Идея рассказа достаточно сложна. С одной стороны, писатель в очередной раз показывает пользу деятельности, без которой настоящую жизнь сменяет жалкое существование. С другой, он говорит о том, что новый городской и индустриальный мир, строящийся у него на глазах, убивает человеческие чувства, делает для Фёдора безразличной любовь к нему жены. Излишняя самоотдача в работе оказывается также опасна, как и безделье. Человек, погруженный всецело в полезный созидательный труд, может эмоционально обеднять себя.

Именно через данные образы в произведении Платонов доносит до нас главную проблему всей повести - непонимание со стороны окружающих тебя людей. Он активно презирает это, и показывает нам, что данные вещи необходимо пресекать, абстрагироваться от окружающего мнения и жить только для себя, не задумываясь о том, кто и что от вас хочет.

Дорогие друзья, а когда вы читаете художественную классику, смотрите ли фильмы или же спектакли по мотивам прочитанных шедевров литературы неважно русской или зарубежной? Как вам экранизация и что нравится больше, полный метр в кино или постановка театра по той или иной книге великих писателей прошлых столетий?

Когда вы уходите с моего канала без лайков, в мире прибавляется один грустный котик!