Есть множество британских групп, которые были известны в Великобритании, а иногда в континентальной Европе и в мире, но никогда не преуспели в коммерческих целях. Хотя на самом деле, мейнстримные исполнители в Великобритании довольно часто становились культовыми исполнителями в США.
Лучший пример, который я могу придумать — это Пол Уэллер (Paul Weller, род. 1958) и его группы «The Jam» и «Style Council».
Видео: «The Jam - Going Underground (Official Video)».
В конце 70-х - начале 80-х они, возможно, были самой великой группой в Великобритании, положили начало движению «Mod Revival» той эпохи и были упомянуты как оказавшие огромное влияние на такие группы, как «U2», «The Smiths», «Blur» и «Oasis», среди прочих.
Их музыка была запоминающейся, мощной и мелодичной, привнося рок середины 60-х и штрихи классической соул-музыки в контекст панка и новой волны с текстами, которые переходили от острых социально-политических заявлений к любви, молодости и не только.
В период с 1977 по 1982 год «The Jam» выпустили в Великобритании 18 синглов, все из которых входили в топ-40 хитов. Четыре из них достигли первого места, а 9 вошли в топ-10. У них также было 4 альбома в пятёрке лучших, в том числе один, занявший первое место.
Угадайте, сколько песен у них было в Billboard Hot 100? Верно, ноль.
Их альбом с самым высоким рейтингом в Америке был «Sound Affects» 1980 года, который занял 72 место в Billboard, а в 1980/81 — второе место в Великобритании. В то время как в Великобритании «The Jam» были крупными поп-звездами, в США они были культовыми, нишевыми исполнителями, которые транслировались по радио колледжей и гастролировали по клубам.
После распада «The Jam» Пол Уэллер основал другую группу, «The Style Council», исполнявшую сложную, но по большей части очень коммерческую музыку поп-соул и ритм-энд-блюз.
Видео: «The Style Council - Shout To The Top (Official Video)».
«The Style Council» также был велик в Великобритании с 16 попаданиями в топ-40 в период с 1983 по 1989 год, в том числе 7 раз в топ-5.
Они выступили в США немного лучше, чем «The Jam», набрав в общей сложности две песни в чартах Billboard, в том числе впечатляющую 29-ю позицию для «My Ever Changing Moods». Их альбом с самым высоким рейтингом в США занял 56-е место — единственное, что попало в чарты выше 100. Между тем, в Великобритании у них был один альбом №1 и два, которые достигли №2.
В 90-х годах Уэллер стал сольным исполнителем, вернулся к рок-музыке, опирающейся на гитару, и стал известен как своего рода крёстный отец нового феномена брит-попа, который доминировал на музыкальной сцене в виде таких групп, как «Oasis», «Blur», «Pulp», «The Verve» и так далее.
Он зарекомендовал себя в Великобритании как один из величайших музыкантов всех времён, классический певец и автор песен, сравнимый с любым другим с точки зрения престижа и успеха. По сути, музыкальный гигант. С 1992 года все его альбомы попадали в британскую десятку лучших, и не менее шести его альбомов занимали первое место.
В США — не так уж и много. Лишь один из его альбомов вообще попал в чарты и достиг 156 строчки. Судя по графикам, в Великобритании Пол Уэллер занимает четвёртое место среди самых успешных певцов и авторов песен всех времён — после Пола Маккартни, Дэвида Боуи и Элтона Джона. В США его любят в основном англофилы и музыкальные снобы.
Пол Уэллер, вероятно, является британским эквивалентом Брюса Спрингстина, певца и автора песен с многолетней карьерой, который представляет суть музыкальных традиций своей страны. Он такой же британец, как Спрингстин — американец, и его любят и уважают.
И, наверное, поэтому он никогда не покорял Америку. Он просто слишком британец.
Видео: «Paul Weller - In Better Times (Live) | Sunday Sessions».
По материалам публикации (англ.).