На прошедшем 20-ом юбилейном саммите ШОС в Душанбе произошло много изменений. Главным событием стало начало процесса становления Ирана полноправным членом ШОС. Однако, кроме этого, необходимо обратить внимание на то, что Катар, Египет и Саудовская Аравия также получили статус партнеров по диалогу ШОС.
Шанхайская Организация Сотрудничества, созданная в 2001 г. подписанием Декларации ШОС лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. ШОС - площадка для регионального сотрудничества для борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, расширения экономического и энергетического взаимодействия между государствами Азии.
Ранее, в 2017 г., к ШОС уже присоединялись Индия и Пакистан. Процесс вступления в организацию занял около 2 лет. На 20 саммите Иран начал процесс становления полноправным членом, однако само вступление в организацию началось задолго до этого момента.
Как известно еще в 2008 г. Иран начал взаимодействовать с ШОС, однако до нынешнего момента ситуация осложнялась во многом ядерной программой Ирана, наложенными западом санкциями, СВПД и другими факторами.
В этой связи появляется вопрос - сможет ли ШОС стать в дальнейшем геополитической альтернативой военно-политическому альянсу НАТО? Особенно этот вопрос актуален в свете последних событий в Афганистане.
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо учитывать ряд факторов:
- Наличие общей угрозы и "врага", которые обуславливают необходимость обеспечения безопасности в регионе с дальнейшим созданием совместных вооруженных сил;
- Наличие единого "главнокомандующего", по воле которого все государства-члены будут действовать сообща;
- Наличие единых целей и общего видения для формирования совместных вооруженных сил;
- Механизм для проведения постоянных совещаний и встреч по безопасности в регионе;
- Скоординированная политика по обеспечению безопасности государств-членов организации;
Стоит заметить, что ШОС, несмотря на обширное количество участников и цели обеспечения безопасности в регионе, не может выступать в качестве аналога Североатлантического альянса. Это обусловлено разными намерениями и целями государств как в области безопасности, так и в экономической сфере. Например, Китай, нейтрализовав проблему безопасности в СУАР, не заинтересован в разрешении афганской проблемы и в процессах мирного урегулирования в Афганистане. В первую очередь, КНР заинтересована в экономическом сотрудничестве, в том числе в сбыте своих товаров, однако эти интересы идут в разрез с интересами России на пространстве СНГ.
Более того, на политический и военный союз по обеспечению безопасности в Азии больше похожа Организация договора коллективной безопасности, которая уже в течение долгого времени решает проблемы наркотрафика в Азии, совместной защиты границ и распространения терроризма.
В конце концов, в странах Азии, отличающихся сильно в культурном смысле, не сформировалось той общей культуры Запада, которая подталкивала бы правительства государств-членов Организации к созданию механизмов по обеспечению безопасности в регионе.
Если Вам понравилась наша статья поддержите "Московский клуб" лайком и подпиской и присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram и группе "Вконтакте" - https://t.me/mc_analytics; https://vk.com/moscow__club