А теперь глянем, что пишут по этому поводу другие. Вот автор канала Top of the Rocks на Дзене:
«"Salisbury" Uriah Heep 12 февраля 1971. В это же время путь британской рок-группы Uriah Heep только начинался. Ее дебют состоялся годом ранее, но альбом "...Very 'Eavy... Very 'Umble" получился еще довольно сырым - на нем можно было разглядеть лишь маленькие ростки того, за что группу полюбили позже. Однако чтобы выработать свой фирменный стиль, Uriah Heep понадобилось не так уж много времени. Уже в феврале 1971 вышел их второй студийный альбом "Salisbury", который представил группу в ее классическом звучании. Окрепший уверенный голос Дэвида Байрона, более характерные для дальнейшего Кена Хенсли клавишные, гитара Мика Бокса. В плане музыки разброс был просто огромным: от двухаккордной, но запоминающейся "Lady In Black" до 16-минутной оркестровой "Salisbury". Можно сказать, с этого момента и началось восхождение Uriah Heep на вершину музыкального Олимпа».
На мой взгляд, при складности в построении фраз по смыслу здесь имеет место полнейшая ахинея. Начнём с того, что никакой сырости на первом альбоме нет и в помине – трудно найти более мощный дебют. Это примерно уровень дебютника Кримзон.
«…лишь маленькие ростки того, за что группу полюбили позже?» – вот не знаю, про кого говорит автор, но я полюбил Хип с Байроном в тот момент, когда впервые услышал Gypsy.
«окрепший голос Байрона»? – это он Gypsy, что ли, пел неокрепшим голосом? «гитара Бокса»? – надо полагать, на первом альбоме он играл на банджо или мандолине?
«выработать свой фирменный стиль»? – но и это чушь! – разница между двумя альбомами обусловлена исключительно тем, что на первую роль выдвинулся Кен Хенсли. Прежде всего как сонграйтер – сочинитель песен. И потому всё дело здесь в том, что в музыкальном плане это не лучший/худший, а два совершенно разных альбома.
И после этого маленького вступления рассмотрим дебютник Хип более подробно…
Итак, была группа Spice в составе: Мик Бокс (гитара), Дэвид Гаррик, ставший Байроном (вокал), Пол Ньютон (бас), Алекс Нейпир (барабаны). Ориентировались на прогрессивный тогда хард-рок. В том смысле, что формировавшийся тогда хард-рок являлся одним из направлений более широкого прогрессив-течения, преобразившего рок-музыку в конце 60-х.
Одним из главных прогрессив-элементов стали клавишные, а именно Hammond-орган. В Spice на этой роли по инициативе продюсера Джерри Брона сперва был задействован сессионный музыкант Колин Вуд, а затем в группу приглашается клавишник, гитарист, вокалист и – что самое главное! – сонграйтер Кен Хенсли, игравший ранее в The Gods и Toe Fat.
The Gods (Боги) – ещё одной ногой в 60-х – простенькие открытые гармонии, но уже с явными прорывами в прогрессив (как, например, развёрнутое гитарное соло в You’re My Life, усложнённая структура – с подкладкой – в I Never Know). Можно здесь найти и первооснову Дня рождения волшебника – Looking Glass. Кстати, в плане «прогрессивности» первый их альбом гораздо интересней второго. Впрочем, о релизах этой команды стоит поговорить отдельно, в другой раз.
Toe Fat – группа известного в то время певца Клиффа Беннетта, бывшего участника Rebel Rousers (хотя мне это название ни о чём не говорит). Здесь Хенсли играл в основном на гитаре (на первом альбоме). Есть тут и одна вещь явно его авторства – The Wherefors And The Whys – в которой он поёт. Стилистически она совершенно выпадает из альбома – чисто эстрадная песня, тогда как всё остальное – довольно жёсткий гитарный рок, где Хенсли совершенно не похож на себя.
Интересно, что в тех же Gods и Toe Fat на барабанах стучал Ли Керслейк, и когда Пол Ньютон (тоже бывший участник Gods) приглашал Кена, мог бы заодно захватить и Ли. Сложилось, однако, по-другому: Ли стал участником формации National Head Band, а Spice с приходом Кена превращается в Uriah Heep.
Первый альбом в дискографии Хип стоит особняком по той причине, что хотя Хенсли уже и пришёл в группу, однако свои сонграйтерские способности применить ещё не успел. Материал к тому времени уже был готов, его авторы: Бокс, Байрон, Ньютон и один кавер на хорошо тогда известную песню.
Как мы уже отметили, альбом этот любят принижать. По той причине, что это якобы ещё не совсем Хип. Конечно, гадать о том, что было бы если бы да ка бы – занятие бесполезное, но установка о том, что без Хенсли не было бы Хип, в корне неверна. Не было бы того Хип, который мы знаем, но был бы другой Хип. И лучшее свидетельство тому – их первый альбом.
Замечу, что альбом этот весьма непрост. Это не иначе как шкатулка с секретом. При свободном прослушивании и вдумчивой аналитике – очень хорошо просматриваются его особенности, скрытые ресурсы. Попробуем разобраться, что всё это значит. Поехали…
Gypsy – здесь как бы всё понятно: при любом включении она сходу бьёт по мозгам, и хотя со временем её постиг характерный для супер-хитов износ, но… объективно – это одна из наиболее эффектных песен группы, одна из визитных карточек Хип.
(Кстати, делюсь темой. Лично для меня это была уже вторая Gypsy, которую я услышал. Первая – и тоже очень полюбившаяся – из «технического экстаза» Саббат. Потом – всем известное творение святого Ричи. А вот сегодня – аккурат во время написания данного опуса – обнаружил, что слушаю Gypsy родом из «детского» альбома’69 Moody Blues. Аведь есть ещё две весьма замечательные группы с этим названием – американская (незабвенного Энрико Розенбаума) и английская…)
Walking In Your Shadow – а вот это крепкий, грамотно сделанный хард-роковый стандарт, о которым особо ничего не скажешь, но и придраться абсолютно не к чему.
Come Away Melinda – известная антивоенная песня авторства Фреда Хеллермана и Фрэн Минкофф из фолк-группы The Weavers; впервые записанная в 1963 году негритянским певцом Гарри Белафонте; в дальнейшем входила в репертуар многих поп- и фолк-исполнителей (Джуди Коллинз, Теодор Бикель, Тип Роуз, Бобби Ли Джентри, Барри Сент-Джон, Мама Касс и мн. др.), а из рокеров к ней обращались Velvett Fogg и UFO. Ознакомившись, однако с великим множеством вариантов, остался при мнении, что версия Хип лучшая.
Lucy Blues – классический блюз с хИповским звучанием; на американской версии альбома вместо неё значится Bird of Prey – таким образом, становится понятным, почему её заменили на американской версии Salisbury.
И вот первая особенность. Его пытаются принизить, а вообще-то на этом альбоме нет ни одного слабого места, даже намёка на какое-либо провисание. Если оценивать по-песенно, то здесь только три оценки: хорошо, очень хорошо и шедеврально.
Но вот что интересно. Если с первой стороной всё ясно – здесь два очевидных, но со временем износившихся шедевра плюс два крепких боевика, то со второй…
Dreammare – то как сделана эта вещь – написана и исполнена – вызывает только восхищение; слушать её – всё равно что любоваться архитектурным шедевром.
Real Turned On – а здесь нестандартность в другом: движение, импровизация, драйв…
И вторая особенность. Когда наиболее яркие шедевры – Цыганка и Мелинда – приелись, на первый план выходят все четыре вещи со стороны В. Вот где скрытый ресурс.
Две последние вещи – I’ll Keep On Trying и в особенности Wake Up (Set Your Sights) – демонстрируют мощнейший потенциал, который, кстати, в последующем развитии так и не был реализован, поскольку изменилась доминанта. Речь идёт о джазовой составляющей в музыке ранних Хип (а точнее, Spice).
Да, здесь нет той – пронизывающей последующий Хип – мелодической доминанты Кена Хенсли. Хотя мелодическая составляющая в полной мере присутствует – чего только мелодия в Wake Up стоит! – но нет той сказочно-щемящей ноты, присущей именно Хенсли. Природа несколько другая – это весьма жёсткий, очень мужской альбом. И главный его секрет состоит в том, что именно здесь, в этой шкатулке запрятана специя – то, каким мог бы стать Хип при других раскладах.
Общая оценка: 10 из 10