В сентябре 2017-го на Дальнем Востоке стартовал один из крупнейших инфраструктурных проектов в регионе — «Обход Хабаровска», в рамках которого строится около 53 км дорог (основной ход, транспортные развязки, дороги для связи разобщенных территорий), включая более двух десятков мостов и путепроводов разной длины.
Магистраль протяженностью 27 км станет первой скоростной трассой в ДФО. По прогнозам, к 2025 году по ней ежедневно будет проезжать около 25 тыс. автомобилей, разгоняясь до 120 км/ч. Пропускная способность составит 31 тыс. транспортных средств в сутки.
Концессионное соглашение о строительстве дороги было подписано в декабре 2016-го между краевым правительством и ООО «РКК», принадлежащим Газпромбанку и Группе «ВИС» (выступает в роли генподрядчика). Осенью следующего года компания приступила к работам на площадке в районе села Тополево. Позднее строительство развернулось одновременно на нескольких участках.
Первоначально стоимость проекта оценивалась в 43 млрд руб.; за следующие четыре года она выросла до 47 млрд руб. Основная часть средств выделена из федерального и регионального бюджетов — 18,8 и 10,7 млрд руб. соответственно. Остальное — частные инвестиции.
Сдать объект в эксплуатацию должны были осенью 2020-го, но в дальнейшем сроки сдвинули на год позже. Этим летом завершили самую сложную часть работ, связанную с возведением инженерных сооружений. Готовность магистрали со всей прилегающей инфраструктурой в июле составляла 80%.
Строительство ведется в круглосуточном режиме практически с самого начала, однако не обошлось и без трудностей, вызванных в первую очередь климатическими особенностями Хабаровского края и повышением уровня рек Амурского бассейна, в связи с чем в 2019 году был объявлен режим ЧС. Из-за сложившейся ситуации дорожникам пришлось возводить дополнительные сооружения, а часть спецтехники перенаправить на работы по защите города от паводка. Эти непредвиденные обстоятельства и повлияли на перенос даты открытия магистрали.
При реализации проекта применены современные технологии дорожного строительства. В частности, литые асфальтобетон и бордюры, что стало новшеством для Дальнего Востока. А управлять движением на трассе станет интеллектуальная автоматизированная система.
Новая дорога будет платной. Ранее сообщалось, что стоимость проезда составит 6 руб. за 1 км. До конца 2031 года за эксплуатацию четырехполосной скоростной магистрали будет отвечать Компания «ВИС».
Дорога соединит сразу три федеральные трассы и позволит разгрузить центр Хабаровска от транзитных грузовиков, повысив тем самым и безопасность движения последних. Считается, что с перераспределением транспортных потоков улучшится и экологическая обстановка в городе; по некоторым оценкам, загрязненность воздуха снизится на 30%. Более того, новая магистраль принесет налоговые отчисления в местную казну и сократит бюджетные затраты на ремонт городских дорог.
В марте 2021-го в сопровождении врио губернатора края Михаила Дегтярева строительную площадку посетили вице-премьер Марат Хуснуллин, глава Минстроя Ирек Файзуллин и министр транспорта Андрей Костюк. В ходе визита был поднят вопрос о продолжении дороги на остров Большой Уссурийский, что позволит довести ее до приграничных территорий КНР. В ближайшем будущем рассмотрят этот и другие варианты развития магистрали.
В пресс-службе Группы «ВИС» нам сообщили, что сдача дороги в эксплуатацию состоится в октябре этого года. В настоящий момент проводятся финальные работы по подготовке к открытию движения в тестовом (бесплатном) режиме, которое будет осуществляться до конца этого года.
Читайте: Скоростные автомагистрали России: пока отстаем, но скоро наверстаем